Икона «устюжское благовещение» (описание)
Необычайная она! Сверх сил!
Не обвиняй меня пока! Забыл!
Благословенна ты! Велел сказать —
Благословенна ты! А дальше гладь
Такая ровная… Постой: меж жён
Благословенна ты… А дальше звон
Такой ликующий… Дитя, услышь:
Благословенна ты! А дальше тишь —
Такая…
М. И. Цветаева. Весть
Из Евангелия от Луки (1: 26—38) мы узнаём о судьбе Марии. Однажды, когда она читала книгу пророчеств Исайи, её бедная комнатка озарилась ярким, необыкновенным светом.
Перед ней предстал Божий посланник — архангел Гавриил. Он предрёк ей непорочное зачатие и чудесное рождение Сына, будущего Спасителя. «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь ему имя: Иисус.
Он будет велик… и Царству Его не будет конца…» (Лк. 1: 30—33).
Сюжет Благовещения в произведениях искусства известен очень давно. Первые его изображения, обнаруженные на фресках в римских катакомбах, относятся к III в. Западноевропейское искусство канонизировало этот сюжет, основываясь на византийских образцах, обязательными персонажами которых были Дева Мария, архангел Гавриил и голубь — Святой Дух.
На основе византийского канона было создано замечательное «Устюжское Благовещение» — одно из самых выразительных и лаконичных произведений древнерусской иконописи. Эта икона, созданная новгородским мастером, получила название по легенде, согласно которой её вывез в Москву из города Великий Устюг Иван Грозный.
В полный рост, почти во всю высоту иконы, изображены главные участники события. Спокойно стоит перед Девой Марией златовласый архангел Гавриил, с большими выразительными глазами.
На нём переброшенный через плечо гиматий (плащ) с чёткими вертикальными складками, ещё более усиливающими впечатление сдержанности и покоя. Золотые крылья за плечами опущены.
О многом говорит ораторский жест его правой руки. Это жест благословения — знак принесённой им свыше Благой вести.
Посмотрите, как трепетно внимает архангелу Мария! Её поза выражает смирение и согласие.
Чудесная весть уже осознана, понята ею, поэтому на груди, поверх складок ярко-красного мафория и тёмно-синего хитона изображён младенец, на которого она указывает рукой. В левой руке она держит алый клубок пряжи (явный намёк на занятия рукоделием в храме, где она ткала одежды священникам).
Вверху, над архангелом Гавриилом и Марией, в синем небесном сегменте изображён сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа. От него исходит синий луч, касающийся плеча Богородицы.
Вот она, зримая связь Божественного и земного! Нет в этой удивительной иконе ничего отвлекающего от главного события.
Естественно и просто, прямо на наших глазах совершается светлое чудо.