Икона «положение во гроб» (описание)

Сюжет снятия с креста в произведениях мирового искусства продолжен сюжетом пьеты (т. е. оплакиванием Христа, итал. pieta — жалость). Именно такое название он получил в лучших произведениях на эту тему.

Тема горя, человеческого отчаяния перед лицом смерти нашла яркое воплощение в знаменитой древнерусской иконе «Положение во гроб». На прямоугольной плите лежит приготовленное к погребению тело снятого с креста Иисуса.

Мать Мария припала к телу умершего сына. Она бережно приподнимает рукой его голову, нежно касаясь своей щекой его щеки. Этот выразительный и необыкновенно точный жест красноречиво передаёт безысходную материнскую скорбь и любовь. Взгляд её полон веры и надежды.

Рядом с Марией — любимый ученик Христа Иоанн. Он задумчиво взирает на умершего Учителя, бережно прикасаясь к его телу. Вторя жесту Марии, припал к ногам Иисуса Никодим.

С мольбой и печалью смотрит он на того, кому успел поверить и кого полюбил всем сердцем.

На втором плане в молитвенных позах отчаяния и тоски Иосиф и три женщины, среди которых особое внимание привлекает одетая в ослепительно-красный плащ раскаявшаяся грешница Мария Магдалина. Склонив свой скорбный лик к распростёртому телу Христа, она вскинула к небесам руки.

Её отчаянный жест усиливает общее трагическое звучание этой сцены.

Фон иконы создают поднимающиеся уступами скалистые горки, символизирующие земную твердь. Нависая над оплакивающими Христа людьми, они как бы смыкают их ещё прочнее и неразрывнее в неизбывном горе.

В каждом жесте, в каждой детали иконы — удивительная сдержанность в выражении чувств. Цвет, линия — всё призвано точно передать самые сильные человеческие чувства и переживания.

Израиль — июнь 2017 Вифлеем Храм Рождества Христова Иерусалим Виа Долороса Храм Гроба Господня


Также можно почитать…

Читайте также: