Иконы «распятие»: древнерусская и дионисия (описание)

Древнерусское искусство в изображении Распятия Христа очень деликатно и сдержанно. Иконописцы никогда не стремились показать его мученические страдания. Можно ли вообще их измерить и изобразить?

Ведь икона лишь символический образ Божественной жертвы, сущность которой непостижима.

Обратимся к древнерусской иконе «Распятие». В её центре — тёмный крест с распятым Христом. Склонилась к плечу голова, мучительно изогнуто тело, скорбно закрыты глаза. Христос мёртв. Над ним парят ангелы, а по обе стороны креста в позах печали и скорби застыли Мария и Иоанн.

У основания креста — небольшой холмик с черепом внутри, что указывает на место погребения Адама. Кровь из раны Христа стекает на череп Адама, и это означает, что пролилась она во искупление греха и во имя спасения человечества.

Прямо за крестом — светло-жёлтая стена Иерусалимского храма, который служит фоном для происходящего. Золотой фон иконы — признанный в древнерусской живописи знак света Вечности.

Не менее выразительна икона Дионисия «Распятие». На том же золотом фоне Вечности мы видим лёгкую, плавную фигуру Христа, сумевшего подняться над нестерпимой болью и мукой.

Художник запечатлел тот момент, когда душа человека как бы принимает форму тела. Такого восприятия автор добивается использованием ярких, солнечных красок, создающих эффект вибрации света.

Обращает на себя внимание и некоторая удлинённость изображённых фигур — излюбленный приём Дионисия, позволяющий передать совершенство, изящество и благородство.

Древнерусское искусство домонгольского периода в Третьяковской галерее


Также можно почитать…

Читайте также: