Фреска джотто и картина и. босха «несение креста» (описание)
В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу. Картин на этот сюжет бесчисленное множество. Мы же обратимся лишь к двум из них.
Начнём с фрески Джотто «Несение креста». Глядя на это произведение, понимаешь, что оно об одиночестве и беспомощности человека перед лицом грубой силы, но в то же время — о его духовном величии и мужестве. Медленно движется печальная процессия.
Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой, идёт Иисус. Рядом стражник, оглядывающийся в беспокойстве: всё должно пройти согласно предписанию Синедриона.
Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын.
К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. Лишь на мгновение встречаются взгляды родных людей, но мы успеваем заметить прощальное выражение лица измученной страданиями матери и печальный взор идущего навстречу своей смерти, обернувшегося назад Иисуса.
Трагизм происходящего здесь передан настолько гениально и просто, что ему невозможно найти аналогии в истории мирового искусства.
Намеренно гротескно запечатлён этот сюжет в картине нидерландского художника Иеронимуса Босха «Несение креста». Никогда искусство не раскрывало перед зрителями таких тёмных и низменных глубин человеческой души.
В центре слева направо движется главная процессия. Среди её участников солдаты, стражники, монахи, горожане.
Кое-где среди современных художнику доспехов, плащей, камзолов, колпаков мелькают восточные тюрбаны и римские хламиды.
Фигуры постепенно укрупняются. Приближая их к нам, художник позволяет более пристально рассмотреть черты людских пороков. Копошащаяся толпа людей, напирающая и давящая друг друга, кажется сборищем мерзких, вызывающих отвращение существ.
На звероподобных лицах (лицах ли?) мучителей и палачей Христа, окруживших его голову наподобие тернового венца, — садистская жестокость, переходящая в радостное наслаждение и ехидную ухмылку.
Бесчисленные оттенки ненависти, злобы, грубости и насилия… Внимательно всматриваясь в уродливый образ низменной толпы, замечаем отдельные детали: искорёженные носы, хищные гримасы, бегающие глаза, оскаленные рты, жаждущие немедленной расправы и крови…
Как отвратительно это ликующее, радостное Зло!
И вот на фоне этих рычащих, ревущих нелюдей — простое, по-человечески спокойное, почти отрешённое лицо Иисуса. Он прильнул к деревянному кресту. О чём он думает? На таком чудовищном фоне он действительно выглядит божественно.
Оттеснённая палачами святая Вероника с удивлением рассматривает белый плат, только что приложенный к лицу Христа. На нём чудесным образом отпечатался благородный лик Спасителя.
Тициан | Tiziano Vecellio — живописец, Италия, XV-XVI век, историческая живопись портрет
Также можно почитать…
-
Фреска джотто «избиение младенцев» и картина п. брейгеля «избиение младенцев в вифлееме» (описание)
-
Картина р. ван дер вейдена «снятие с креста» (краткое описание)
-
Картины «снятие с креста» п. рубенса, н. пуссена и рембрандта (описание)
-
Картина с. боттичелли «поклонение волхвов» (описание) и библейский сюжет
-
Картина тициана «се человек» (описание). сюжеты «иисус перед синедрионом» и «суд пилата» (кратко)