Картина с. боттичелли «поклонение волхвов» (описание) и библейский сюжет

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Крутые своды ясли окружали.

Кружился снег. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.

И. А. Бродский

Сюжет Рождества Христова в мировом искусстве постепенно заменила сцена поклонения волхвов (пастухов). Какова же его библейская основа?

Три мудреца-предсказателя (волхвы — так на Руси называли звездочётов) заметили на небе новую звезду и истолковали её как знак появления на свет необыкновенного младенца. Следуя за путеводной звездой, они нашли в городе Вифлееме недавно родившегося Иисуса Христа и его мать Марию.

Каспар в знак уважения царству Христа преподнёс золотые дары. Балтазар и Мельхиор преподнесли ладан (знак признания божественности Христа) и благовонную смолу — смирну (пророческий знак его смерти).

До настоящего времени у исследователей нет единого мнения о том, кто такие волхвы: маги, жрецы, учёные, астрологи? Как они выглядели? Откуда пришли: из Аравии, Древнего Вавилона или загадочной Индии?

Все эти обстоятельства позволили художникам показать собственное восприятие сюжета.

В духе времени воплощена библейская легенда в картине Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов». В отличие от предшественников, стремившихся к точному воплощению евангельского текста, Боттичелли передаёт значимость и важность события.

Вершиной композиции являются Мария с младенцем, изображённые на фоне полуразрушенных каменных стен с ветхим деревянным навесом. Из неглубокого пространства наш взгляд переносится на группу пышно разодетых волхвов.

Многочисленные зрители — это люди, принадлежавшие к светскому обществу, среди которых художник изобразил немало своих современников. И всё-таки, зачем Боттичелли включает в композицию более тридцати персонажей?

Не проще ли было исключить некоторые фигуры? Сейчас трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Известно только, что эта картина выполнялась по заказу церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции.

По-видимому, заказчик точно указал художнику, кого и как изобразить на картине.

Не каждого из них мы можем назвать, но имена некоторых нам известны точно. Изображённый у ног Марии человек в чёрной с золотом одежде — основатель одной из самых известных династий Медичи, Козимо Старший.

Двое коленопреклонённых волхвов в красной и белой одеждах — его сыновья — Пьетро и Джованни. В левой части композиции — фигура молодого человека с надменным выражением лица — это Лоренцо Великолепный, внук Козимо, опирающийся на меч, что символизирует победу над заговорщиками.

В правой части картины среди ярко разодетых персонажей выделяется фигура молодого человека в чёрном. Это брат Лоренцо — Джулиано, изображённый с закрытыми глазами. В XV в. на языке символов это означало, что человека нет в живых.

И ещё один молодой человек в жёлтом плаще на первом плане справа привлекает наше внимание. Большинство исследователей считает, что это автопортрет Боттичелли. Испытующе, немного задумчиво глядят на нас грустные глаза художника.

Он словно всматривается в будущее, пытаясь прочитать судьбу каждого из изображённых современников.

Да, современники, как, впрочем, и заказчики, вполне могли быть довольны. Многочисленные посетители одной из самых почитаемых церквей во Флоренции увидели на ней своих соотечественников.

Таким образом, сюжет поклонения волхвов послужил для художника поводом для прославления знаменитой семьи Медичи, под покровительством которой расцветали науки и искусства во Флоренции.

Боттичелли, Весна


Также можно почитать…

Читайте также: