Картины «снятие с креста» п. рубенса, н. пуссена и рембрандта (описание)

В XVII в. художники П. Рубенс, Н. Пуссен и Рембрандт найдут новые решения этой сцены. Каждый из них пойдёт своим путём, общим же останется трагизм человеческих переживаний.

Мгновение, длящееся вечность, запечатлел фламандский художник Питер Рубенс в картине «Снятие с креста». Тело Христа плавно скользит по белой ткани и навсегда застывает в никогда не завершающемся падении.

Несомненно, в картине выражено представление художника о совершенном Боге-Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Здесь нет ни искривлённых мукой тел, ни криков, ни мук, ни слёз.

Горе и страдания предельно сдержанны, благородны и лаконичны.

А вот в картине «Снятие с креста» французского художника Никола Пуссена эта страшная минута уже наступила. Но, глядя на это произведение, у нас почему-то не возникает чувства безысходности.

Может быть, это происходит потому, что в бледном, измождённом лице Христа мы видим страдальца, нашедшего успокоение в смерти?

И наконец, перед нами полотно великого Рембрандта «Снятие с креста». Долго вынашивал художник свой замысел, в течение нескольких лет работал он над картиной.

Ранее он уже пробовал разрабатывать этот сюжет и в гравюре, но это были лишь подступы к будущему произведению, в котором проявится весь гений художника. Он с честью выполнит заказ правителя Нидерландов, принца Оранского, действительно найдёт совершенно новое решение сюжета и превратит евангельское сказание в захватывающее своей простотой и искренностью повествование о горе и страданиях человека.

Тёмная ночь спустилась на Голгофу. Мрачным покровом окутала она вершину горы. Вдали едва виднеются очертания стен домов и куполов Иерусалима.

Родные и друзья казнённого ночью поспешно снимают его тело с креста для того, чтобы предать земле, где разостлан дорогой покров, приготовленный для принятия Божественного Учителя. Тело Христа, бережно поддерживаемое учениками, бессильно скользит по полотну.

Как видим, Рембрандт так же, как и Рубенс, запечатлел момент опускания тела Христа на землю. Тем не менее, к изображению этого эпизода они подошли по-разному. У Рубенса действие носит более декоративный, героический характер.

Обнажённое мёртвое тело Христа прекрасно, красивы позы и лица плачущих людей. Даже мать Христа Мария предстаёт в виде ещё молодой женщины, исполненной благородной печали.

Яркие изысканные цвета одежд призваны подчеркнуть торжественность и монументальность происходящего.

У Рембрандта главное внимание сосредоточено на внутренних переживаниях героев. В позах, движениях людей, в выражении их лиц воплощены владеющие ими чувства.

Здесь все градации (оттенки) человеческого горя: от беспредельной материнской скорби до молчаливой тоски, озабоченности спускающих тело Христа мужчин. Каждый принимает участие в происходящем скорбном событии. Мы не увидим здесь ни одного равнодушного зрителя.

Здесь нет ничего, кроме охватившего всех безысходного горя. Один из учеников с видимым усилием поддерживает тело казнённого, но не физическое напряжение передаёт в нём художник.

Несравненно ярче показано душевное потрясение — горе человека, потерявшего друга и наставника. В отличие от других художников, Рембрандт изобразил мать Христа Марию простой женщиной из народа.

Сломленная отчаянием, она лишается чувств при виде истерзанного тела сына.

А фигура Христа? Его безжизненное, обезображенное страданием тело Рембрандт изобразил по-человечески просто, без малейшей героизации и театральности. И всё же главная прелесть картины — это её освещение.

Весь свет как бы исходит от тела Христа и ровным мягким потоком изливается на лица присутствующих. Факел, скрытый от зрителя шапкой стоящего на лестнице, озаряет и группу людей, бережно опускающих тело Христа.

Мягкие отсветы падают на полные безысходного горя лица окружающих, готовых принять драгоценную ношу. Более слабым светом выделена фигура лишившейся чувств Марии с её омертвевшим от страдания и горя лицом.

Тёмными силуэтами на едва освещённом фоне, в левом углу картины, выступают фигуры расстилающих плат женщин. И становится понятным, почему художник прибегает к контрастам света и тени — чтобы в ночной обстановке подчеркнуть трагичность происходящего.


Также можно почитать…

Читайте также: