«Сотворение мира» в иллюстрации у. блейка и оратории ф. й. гайдна (описание)

Совсем иначе, нежели Микеланджело, запечатлел сцену сотворения мира английский поэт и художник Уильям Блейк. Восхищаясь творениями Микеланджело в Сикстинской капелле, он создал фантастическую фигуру Бога Саваофа, склонившегося над бездной для того, чтобы измерить её с помощью циркуля.

Создатель мира, во многом напоминающий Бога у Микеланджело, наделён сверхъестественной силой, способной творить чудеса. Циркуль в его руках уподоблен вспышке молнии во тьме грозовой ночи.

Резкие контрасты золотисто-оранжевой и чёрной краски усиливают фантастичность и таинственность происходящего.

Обратимся к Библии. Во второй день Бог создал небесную твердь — необъятное пространство, которое простирается над нами и окружает землю. В третий день собрал он в одно место воду, и появилась суша.

Повелел он земле произрастить зелень, траву и деревья. Покрылась земля травой, всевозможными растениями и деревьями разных пород.

На четвёртый день по велению Бога засияли над нашей землёй небесные светила: солнце, луна и звёзды. На пятый он создал рыб и птиц, затем всех остальных животных.

В 1798 г. в столице Австрии Вене, на сцене оперного театра впервые прозвучало величественное произведение композитора Франца Йозефа Гайдна — оратория «Сотворение мира», состоящая из трёх частей. Две из них рассказывают о днях творения мира, а третья — о райской жизни Адама и Евы.

В увертюре (вступлении) композитор запечатлел невероятный беспорядок мирового хаоса, первый робкий проблеск света, тени облаков, унылую песнь первого дождя… Трубы и фаготы вместе со скрипками замечательно передали волнение и тихий всплеск первого моря.

Когда композитору нужно было сказать о горах, в музыку вступили флейты и гобои. Их лёгкие звуки среди наступившей тишины и отрывочных вздохов кларнета помогали слушателям зримо представить эти величественные горы.

Когда же певец запел о первых ручьях, послышались нежные голоса скрипок.

Музыка пела о появляющихся из земли цветах и травах, а звуки флейт и скрипок напоминали нежный шёпот первой травы. Музыка рассказывала о горячем солнце, гордом полёте орла, звонком пении жаворонка, добродушном ворковании голубей, печальной трели соловья.

Музыка металась, как взбудораженные волны моря. В ней слышались всплески воды, движение плавающих рыб.

Легко угадывался тревожный шум лесов, рычание свирепого тигра, лёгкое содрогание крылышек стрекоз и бабочек, шипение извивающейся змеи с блестящей чешуёй, переливающейся на солнце.

На сцене не было никаких декораций. Солисты и хор, одетые в чёрные платья, смиренно сидели в ряд…

И удивительная по красоте музыка лишний раз доказала, что силой искусства можно воссоздать величественную картину сотворения мира.

Земля, сотворённая Словом всемогущего Создателя, озарённая сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это ещё не было концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире.

Отныне человек должен властвовать над землёй и над всем, живущим и растущим на ней. Бог дал человеку разум и свободную волю.

Он сотворил его из праха, вдохнул в него живую душу и назвал Адамом, что означает «человек, взятый из земли».

Гайдн «Сотворение мира» FINAL


Также можно почитать…

Читайте также: