Адам и ева в балете а. п. петрова «сотворение мира» (описание)

По-новому зазвучал этот библейский сюжет в балетном искусстве. В балете «Сотворение мира» на музыку Андрея Павловича Петрова (1930—2006), поставленном на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1971 г. балетмейстерами Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёвым, были переданы противоречия жизни и смерти, добра и зла, «божеского» и «дьявольского».

Обратимся к наиболее яркой сцене — сотворению Человека. Адам, забавный большой младенец, только что созданный Богом, в растерянности рассматривает себя, ловит за пятки и удивляется собственной шевелящейся у носа стопе. С трогательным старанием лепит он куличи из песочка.

Как боится он сделать первый шаг, как радуется второму, с удовольствием затем играет в «догонялки» с ангелами, подражает ужимкам и прыжкам чёрта! Он великолепно танцует, радуясь солнцу, цветам и небу.

Утомлённый, засыпает под тихо звучащую колыбельную песню, в которой прорываются тревожные нотки. Сон первого человека не будет безмятежным…

А в это время Бог создаёт Еву из ребра Адама. Она тут же осознаёт себя хозяйкой положения. Ева просто очаровательна и в то же время любопытна. Вот она бесстрашно кладёт пальчик в удивлённо раскрытый рот Адама. Беспечные и весёлые, они играют и резвятся в саду.

Но вот Ева замечает яблоко — яркий красный плод. Как от нелепо раскрашенной игрушки, они отмахиваются от яблока, которым так настойчиво пытаются их соблазнить чёрт и чертовка. Звенящая тишина этого мгновения…

Оркестр еле слышен, робко тянутся навстречу друг другу руки Адама и Евы.

Интересно построена и сцена грехопадения. Огромное серое облако опускается на Адама и Еву, скрывая их от зрителей.

В оркестре раздаётся адский хохот. Слабо брезжит свет, возникает движение внутри облака. Медленно, мучительно медленно поднимаются герои. Начинается их возвращение к жизни. Люди «внутри облака» словно ищут самих себя.

Они понимают, что смогут жить дальше, если найдут друг друга. Серая ткань волочится за ними, окутывает их тела, мешает им вырваться на волю, к свободе, к свету…

В финале звучит радостная и торжественная музыка. Жизнь прекрасна, никакие злодеяния, несчастья и войны не смогут её побороть.

Она будет продолжаться в их детях! В свободном полёте, высокими прыжками счастливая пара пересекает сцену.

Ликующее человечество заполняет всё её пространство.

Как видим, у авторов балета — своё видение библейского мифа. Они создали художественное произведение во славу Человека — творца жизни.

Адам и Ева познают любовь вовсе не потому, что вкусили от запретного плода. Они сами принимают решение покинуть рай. Они сами расправляются с дьяволом.

Пройдя через все испытания, они побеждают. Всё меркнет перед их волей и разумом.

Андрей Петров — \


Также можно почитать…

Читайте также: