Речной транспорт россии
Речной транспорт один из самых дешёвых видов транспорта. Однако он является одним из самых медленных, сезонным и «привязан» к судоходным рекам, каналам и озёрам.
Речной транспорт получил развитие в Поволжье («Волга — главная улица России»), а также в тех регионах, по территории которых протекают крупные реки, построены крупные судоходные каналы и плохо развиты сухопутные виды транспорта: Европейский Север (Беломорско-Балтийский и Волго-Балтийский каналы, Северная Двина, Печора), север Западной Сибири (Обь), Восточной Сибири (Енисей) и Дальнего Востока (Лена, Колыма, Яна, Индигирка, Анадырь). В этих регионах речной транспорт осуществляет более 30% всего грузооборота.
В европейской части России создана Единая глубоководная система, связывающая реки, озёра и каналы многих регионов Западной экономической зоны:
- Волга — Кама — Ока — выход к Каспийскому морю;
- Волго-Донской канал — Дон — выход к Азовскому и Чёрному морям;
- Волго-Балтийский канал — Онежское озеро — Свирь — Ладожское озеро — Нева — выход к Балтийскому морю;
- Беломорско-Балтийский канал связывает Онежское озеро с Белым и Баренцевым морями;
- канал имени Москвы соединяет Москву-реку с Волгой.
Основными грузами, перевозимыми речным транспортом являются строительные материалы, нефть, лес и зерно.
Крупнейшим речным портом России является Нижний Новгород. Важнейшими направлениями развития речного транспорта России должны стать реконструкция ныне действующих речных портов, каналов и шлюзов, создание современных универсальных речных кораблей, а также судов типа «река — море».