Железнодорожный транспорт россии

Первая пассажирская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское Село, появилась в России в 1837 году. Первой железнодорожной магистралью стала Николаевская железная дорога, построенная в 1851 году и связавшая Санкт-Петербург и Москву.

Железнодорожный транспорт быстро развивался всю вторую половину XIX века, в начале XX века и в годы советской власти.

В 1912 году была построена самая длинная в мире Транссибирская магистраль, соединившая европейскую часть России с Дальним Востоком. За годы советской власти были построены такие крупнейшие магистрали, как Турксиб (Западная Сибирь — Средняя Азия), Приволжская (Казань — Астрахань), Печорская (Коноша — Воркута — Лабытнанги), Байкало-Амурская (Усть-Кут — Ванино) и другие.

Общая протяжённость всех железных дорог России составляет около 128 тысяч км, и по этому показателю Россия занимает 2 место в мире, уступая только США (на 2012 год). По длине электрифицированных железных дорог Россия также занимает 2 место в мире, уступая Китаю (на 2013 год).

Российский железнодорожный транспорт отличается самыми высокими в мире показателями грузо- и пассажиронапряжённости. Например, при длине около 7% от мировой российский железнодорожный транспорт обеспечивает 35% мирового грузооборота и около 20% пассажирооборота железнодорожного транспорта мира.

По себестоимости перевозок железнодорожный транспорт является одним из самых дешёвых видов транспорта.

По массе перевозимых грузов (более 35%) железнодорожный транспорт занимает 1 место в России, в структуре грузооборота — 2 место, уступая трубопроводному транспорту, а в структуре пассажирооборота — вновь вышел на 1 место.

Основные грузы, перевозимые железнодорожным транспортом, — уголь, железная руда, лес и зерно.

Характерной особенностью железнодорожной сети России является её радиально-кольцевая конфигурация в европейской части и широтно-меридиональная — в азиатской части России, причём магистрали сконцентрированы на юге Сибири и Дальнего Востока, а некоторые участки проходят за пределами нашей страны (часть Средне-Сибирской и Южно-Сибирской магистралей).

Основными проблемами развития железнодорожного транспорта России являются большой износ подвижного состава и транспортных путей, преобладание «кукушек» — одноколейных путей, слабая транспортная сеть в Восточной экономической зоне, отсутствие скоростных магистралей.

Основными задачами развития российских железных дорог являются: модернизация путей и подвижного состава, строительство, новых дорог в азиатской части России, строительство скоростных пассажирских магистралей (Санкт-Петербург — Москва и Брест — Москва — Нижний Новгород), дальнейшая электрификация дорог, благодаря которой увеличится пропускная способность железнодорожного транспорта.

История Российских железных дорог


Также можно почитать…

Читайте также: