Морской транспорт россии

После распада СССР Россия получила почти 60% торгового флота бывшего Союза, однако потеряла его лучшую часть. России достались наиболее мелкие и старые суда, был практически полностью потерян пассажирский и рефрижераторный флот.

Многие глубоководные и современные порты на Балтике (Таллин, Вентспилс, Рига, Лиепая, Клайпеда), Азовском (Мариуполь) и Чёрном (Одесса, Ильичёвск, Николаев, Херсон, Поти) морях оказались за пределами России. В настоящее время Россия даже не входит в десятку стран, обладающих крупнейшими торговыми флотами.

Морской транспорт занимает первое место по среднему расстоянию перевозок, является очень дешёвым и по грузообороту уступает только трубопроводному и железнодорожному видам транспорта.

Основными грузами морского транспорта являются нефть, руды цветных металлов, лес.

Основными проблемами развития морского транспорта России является малое количество крупных портов — 11 большинство российских портов — мелководные и не могут принимать крупные корабли, большинство наших портов — специализированные и не способны принимать разнообразные грузы. Например, Новороссийск и Туапсе — нефтеналивные, Мурманск и Дудинка — рудные, Архангельск и Игарка — лесные, Таганрог — угольный.

В настоящее время в грузообороте морского транспорта России возросло значение Тихоокеанского бассейна, и Находка в середине 1990-х годов была самым большим универсальным морским портом России. Повысилась значимость портов Северного Ледовитого океана, особенно Мурманска — незамерзающего порта России и являющегося главной базой атомного ледокольного флота России, осуществляющего круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, жизненно важному для многих районов Крайнего Севера.

Возрождается значение портов Балтики (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг), и в настоящее время Санкт-Петербург вернул себе звание крупнейшего универсального морского порта России. Значение Азово-Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе и Таганрог) значительно уменьшилось.

Большое значение в перевозке грузов имеют морские железнодорожные переправы. В России функционируют всего два морских парома: Санкт-Петербург — Калининград и Ванино — Холмск.

В настоящее время принята правительственная программа модернизации и строительства современного торгового флота России, строительства новых морских портов на Балтике (бухта Батарейная), модернизация действующих портов на Чёрном, Азовском, Каспийском морях, на Тихом океане и на Северном морском пути. В ближайшее время возможно совместное использование морских портов Финляндии, что приведёт к укреплению взаимовыгодного российско-финского сотрудничества.

Азербайджан и Россия подпишут новые документы для сотрудничества в сфере морского транспорта


Также можно почитать…

Читайте также: