Правила конструктивной критики
Большинство людей критику практически не воспринимают, они замкнуты к ее восприятию и не слышат ее. Как правильно критиковать других людей?
Некоторые секреты конструктивной критики.
Многие исследования доказывают, что большинство людей критику практически не воспринимают, они замкнуты к ее восприятию и не слышат ее.
Тогда, как действовать, чтобы подчиненные прислушивались к критике со стороны начальства, а не игнорировали замечания в их адрес? Для этого нужно усвоить несколько правил.
Правило 1
Цель критики заключается не в том, чтобы исправить что-либо, или наказать человека, который имеет отношение к неприятному инциденту. Она состоит в том, чтобы изменить поведение человека для его же пользы, а также пользы его коллег и организации в целом.
Правило 2
Критиковать нужно не человека, а конкретное действие, проступок. Каждый может признать свою ошибку, особенно если факты на лицо, но никто не согласиться с тем, что он плохой человек.
Правило 3
Запомните, обсуждая тему работы своего сотрудника не стремитесь к выплеску амбиций и эгоистических эмоций. Если вы все же допустили подобную ошибку – вряд ли собеседник примет критику в свой адрес на «законном» основании, он воспримет ваши замечания, как лично ваши негативные эмоции и попросту недовольство им.
Правило 4
Некоторые руководители используют критику для утверждения своего авторитета. Таким путем они демонстрируют подчиненным свое превосходство. Фактически дельные замечания сами по себе дают именно такой эффект.
Но заострять на этом свое внимание, постоянно возвращаться к оплошностям подчиненного, принижать тем самым его как личность – это может привести к «перебору», который принесет лишь обратный эффект. Уважение теряется и возникает антипатия, ведь никому не нравится, когда лишний раз подчеркивают свое превосходство над другими.
Чтобы нацелить критикуемого на поиск решения проблемы, а не на оправдания, помогите ему «сохранить лицо», то есть не унижайте его достоинство.
Правило 5
Не обвиняйте, сместите акцент на конструктивные предложения.
Правило 6
Если вы хотите высказать критику в адрес подчиненного, следует это сделать наедине, не афишируя перед другими.
Правило 7
Постарайтесь проникнуться и примерить на себя положение критикуемого, объективно смотрите на все аргументы, как отрицательные так и положительные.
Правило 8
Если точка зрения собеседника вас не устраивает, не отвергайте ее сразу, постарайтесь выслушать партнера, пусть докажет почему его мнение именно таково.
Правило 9
Разговаривайте в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть обоюдное согласие.
По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на компромисс. Возможно и то, что если человек с самого начала отказался, то впоследствии он не осмелится согласиться с вами, помешает гордость.
Щадите самолюбие собеседника.
Правило 10
Если хотите указать человеку на его просчет, начинайте разговор с похвалы и искреннего признания его достоинств. Обращая внимание людей на их ошибки, стремитесь делать это в косвенной форме.
Например, вспомните аналогичный случай.
Правило 11
Используйте технику «рикошет»: критикуйте поступки абстрактного (вымышленного) лица.
Правило 12
Не стоит навязывать свое мнение, лучше все детально обсудить и «разложить по полочкам».
Правило 13
Не стоит усиливать факты разнообразными приемами, наподобие, «Я же говорила!». Одним из таких приемов является повышение голоса на собеседника.
Если вы вдруг чувствуете острое желание уколоть и обидеть собеседника, подождите момент, всего лишь пару секунд, мнение должно измениться.
Правило 14
Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с критической точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте человеку время на размышления, не настаивайте.
Правило 15
Наряду с критикой должна быть и самокритика, имеющая веские основания на свое происхождение. Прежде чем высказать критику в адрес другого, признайте свои собственные ошибки.
Признавая свою вину, вы смягчаете восприятие критики собеседником и выступаете в роли помощника и друга.
Правило 16
Старайтесь сделать так, чтобы ошибка выглядела легко исправимой. Зачастую людей повергает в уныние безвыходность их положения.
Не «давите» на психику, а помогите найти решение.
Правило 17
Говорите только о делах, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «не упасть в грязь лицом».
Правило 18
Важно учитывать, что чем более человек возбужден, тем менее чувствителен к логике. Чем сильнее задето его самолюбие, тем он более пристрастен и субъективен.
В таком случае он особенно требует тактичного подхода.
Правило 19
Если вы замечаете, что Ваш собеседник слишком эмоционален, лучше перенести разговор на другое время.
Какой должна быть конструктивная критика?
Критика представляет собой мощный инструмент во взаимоотношениях людей. Иногда без нее невозможно обойтись, но следует помнить, что критические замечания, особенно высказанные в резкой форме, могут задеть самолюбие критикуемого и даже привести к утрате его работоспособности.
В идеале критика должна быть рациональной. Ее не должно быть много, она должна быть детальной, и касаться не столько причины плохой работы, сколько предлагать пути ее улучшения.
Критиковать нужно только по существу и затрагивать только конкретные факты. Такая критика должна сопровождаться практическими рекомендациями по улучшению ситуации.
Автор: Юлия Улыбина