Католическая реформа
Реформация расколола католический мир пополам, но в середине XVI в. немало европейцев надеялось, что ситуацию еще можно исправить. Было необходимо лишь, чтобы в поисках примирения обе стороны предприняли шаги навстречу друг другу.
Так думали не только обычные верующие, но и часть кардиналов и епископов. Все настойчивее звучали голоса тех, кто призывал святой престол к проведению реформы церкви.
Римские папы долго колебались, прежде чем согласиться на преобразование. Наконец в 1545 г. Папа Павел III созвал в городе Тренто (латинизированное название — Тридент) вселенский Тридентский собор, который с перерывами заседал до 1563 г., то есть целых 18 лет.
С самого начала участники собора раскололись на две группы — сторонников католической реформы и ее противников. В ожесточенных дискуссиях победили последние.
Под их давлением были закреплены основные положения католической веры, которые хотели уничтожить протестанты: нерушимость церковной иерархии, мессы и исповеди; сохранение семи таинств, поклонение святым и иконам; подтверждение посреднической роли церкви и верховной власти Папы. Вместе с тем папству пришлось отменить продажу индульгенций и создать сеть духовных семинарий.
В их стенах должны были готовить католических священников нового типа, которые своим образованием не уступали бы протестантским проповедникам. Тридентский собор заложил основы для обновления католицизма и укрепления церковной дисциплины.
Он показал, что разрыв с протестантизмом стал окончательным.