Каин и авель в картинах д. дюпре и а. п. лосенко (описание)
К легенде о Каине и Авеле обращались многие художники. Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства.
Этот сюжет итальянский художник Джованни Дюпре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Убитый Авель». Зловеще выражение лица Каина.
Он смотрит туда, где только что им было совершено преступление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой поступи.
Совершив злодеяние, он на какое-то мгновение отпрянул назад, но поздно!.. Злоба и обида слишком сильны в нём! У ног Каина — змей, который всегда там, где совершается зло.
Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей.
Другая фигура — распростёртый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, безжизненно откинуты назад руки.
Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает одновременно восхищение и усиливает горечь утраты.
Среди работ русских художников на этот сюжет можно выделить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Никто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой.
Главная задача художника — показать сильного, страдающего человека — решена автором чрезвычайно убедительно.
В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в открытых устах.
Он показан художником в сложном диагональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышцами, полно внутреннего движения.
Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, который лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень).
А «Каин»? Перед нами совершенно другой художественный образ.
Сильный обнажённый человек сидит на камне на фоне скалы. У его ног палка — орудие убийства.
В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут».
Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приобретает ещё большую выразительность. Тень подчёркивает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.
Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ молодых, начинающих художников.
Город Забадани и Могила Авеля
Также можно почитать…
-
Картины тициана, рембрандта и а. п. лосенко «жертвоприношение авраама» (описание)
-
Картины «снятие с креста» п. рубенса, н. пуссена и рембрандта (описание)
-
Картина р. ван дер вейдена «снятие с креста» (краткое описание)
-
Картина караваджо «трапеза в эммаусе» и рембрандта «неверие апостола фомы» (краткое описание)