Иллюзия самонадеянности
У слабаков и самомнение ложное. Все люди о себе высокого мнения — и тем больше мнят, чем меньше стоят. Почему человек так часто себя переоценивает?
Не так давно исследователи из Принстонского университета попросили группу людей? определить, насколько они сами и среднестатистический? человек вообще склонны искажать оценку тех или иных вещей? и событии?; для этого им предложили прочитать длинный? список самых разных предубеждении?. И большинство респондентов ответили, что считают себя более непредвзятыми и объективными людьми, чем львиная доля других жителей? планеты.
Конечно, это совсем неудивительно, ведь многие из нас абсолютно не готовы думать о себе как о среднестатистическом человеке или, не доведи Господь, ниже среднего уровня. Так мы и живем, пребывая в абсолютной? уверенности, что относимся к категории выше среднего, и это самомнение приводит к огромному количеству ошибок.
«На наш взгляд, самонадеянность — чрезвычайно распространенное человеческое качество», — говорит Стефано Деллавинья, профессор экономики Калифорнии?ского университета в Беркли, исследующий?, как излишняя самоуверенность вынуждает людей? каждый? день совершать самые разные ошибки — от покупки абонемента в тренажёрный? зал, которым потом никто не пользуется, до приобретения долевых прав собственности на недвижимость (которыми мы тоже не пользуемся, во всяком случае, в тои? мере, в которой? намеревались) и заглатывания наживки банков, предлагающих кредитные карты с на редкость привлекательными процентными ставками (которые тоже используются очень редко). Так вот, в результате своих исследовании? профессор Деллавинья пришел к выводу: «Почти все люди излишне самоуверенны — за исключением страдающих депрессией?; только их, как правило, можно считать реалистами».
Чему можно научиться на площадке для отработки ударов в гольфе
Ловушка самонадеянности подстерегает нас повсюду, зачастую там, где мы меньше всего этого ожидаем. Один из моих любимых примеров — площадки для отработки ударов в специализированных магазинах, продающих товары для гольфа.
Если вы в последнее время заглядывали в такие магазины, то знаете, что в них часто имеется небольшое поле для гольфа, где покупатель может опробовать понравившуюся ему клюшку. Однако, оказывается, эти площадки нужны продавцам не столько для тестирования клюшек, сколько для воздействия на клиентов.
По сути, они представляют собой? секретный? инструмент для раздувания в нас излишней? самоуверенности и убеждают покупать клюшки, более дорогие, чем те, за которыми мы, возможно, пришли в магазин. Так, в результате одного эксперимента выяснилось, что, когда покупатель, пробуя новую клюшку на мини-поле, с расстояния трех футов загонял в лунку много мячей?, он решал, что играет в гольф на- много лучше, чем другие игроки, которые били с десяти футов.
Трехфутовыи? удар ставил их в тридцать пятый? процентиль по уровню мастерства, в то время как бившие с десяти футов относились всего лишь к пятнадцатому. И, как выясняется, этот всплеск эго — весьма эффективный? инструмент продаж; те, кто делал пробный? удар на короткой? площадке, были уверены, что заслуживают более дорогого спортивного инвентаря, чем бившие с большего расстояния.
Впрочем, самонадеянность чревата гораздо более серьезными ошибками, чем решение выложить непомерную сумму за набор клюшек для гольфа. Но прежде чем обсуждать эту тему, предлагаю ответить на следующий? вопрос: если бы вам надо было выбрать для инвестиции? акции однои?-единственной? компании, основываясь на данных последних трех лет, какую бы вы предпочли?
Я бы, например, — NutriSystem; эта компания специализируется на продаже продуктов диетического питания. Она по почте рассылает низкокалорийные расфасованные продукты почти миллиону человек, желающих похудеть, и достигла на этом поприще огромного успеха (чего не скажешь обо всех ее клиентах).
В 2006 году совокупная среднегодовая доходность ее акции? за предыдущих три года составляла поистине ошеломляющие 233 процента. В результате NutriSystem стала не просто одной? из самых прибыльных компании? на узкоспециализированном рынке, но и лучшей? на всей?
Уолл-стрит. Инвестор, в конце 2003 года вложивший? в ее акции тысячу долларов, всего три года спустя мог продать их с колоссальной? прибылью, за 36 855 долларов.
Как разбогатеть за счет желающих похудеть
Однако нас с вами интересуют не столько потрясающие финансовые показатели NutriSystem, сколько ее клиенты: все они чрезвычайно самоуверенные люди. Типичный? клиент компании тот, кого она в презентации для аналитиков Уолл-стрит называет «диетчиками-маньяками».
Это люди, которые безуспешно пытались похудеть. Большинство из них — женщины (80 процентов) примерно сорока четырех лет. Их средний? вес — около ста килограммов.
Многие начинали с желания потерять килограммов тридцать, но в итоге теряли не больше десяти. Как правило, после десяти или одиннадцати недель диеты они сдавались и выходили из программы.
Как же так? Клиенты постоянно терпят неудачу, а компания продолжает процветать.
Почему? Просто NutriSystem, как и многие другие корпорации, научилась зарабатывать на нашей? самонадеянности. Она ставит не на то, что люди деи?ствительно будут делать, а на то, что люди верят в то, что они будут это делать.
В случае с NutriSystem эта вера мощно подстегивается рекламой? — как подстегивается эго клиентов, тестирующих на коротком поле в магазине клюшки для гольфа. Обычно в такои? рекламе снимают знаменитых спортсменов, например бывшего защитника Национальной? футбольнои? лиги Дэна Марино, которыи? сообщает, что благодаря продуктам компании потерял десять килограммов, или бывшего игрока обороны Маи?ка Голика, а сегодня аналитика спортивно-развлекательной? телесети ESPN, утверждающего, что похудел на все двадцать.
Если смотреть эту рекламу внимательно, то можно заметить напечатанное мелким шрифтом предостережение, состоящее всего из двух очень важных слов: «Результаты нетипичны». Вы, наверное, подумали, что это должно бы послужить потенциальным покупателям подсказкой?, что им, скорее всего, вряд ли удастся добиться при помощи программы NutriSystem таких же впечатляющих успехов.
Но не тут-то было! Для потенциальных диетчиков типичность рекламируемых результатов не имеет никакого значения, потому что большинство из них считают себя нетипичными.
Они оценивают свои? уровень выше среднего, следовательно, полагают, что их результаты тоже будут выше.
По материалам книги «Почему мы ошибаемся»