Икона «крещение» успенского собора и картина эль греко «крещение иисуса» (описание)
Обратимся к замечательной иконе «Крещение», написанной для иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. В центре иконы на фоне синих вод Иордана стоит Иисус Христос.
Иоанн Креститель в глубоком поклоне благоговейно возлагает ладонь правой руки на голову Бога. В другой руке он держит священный свиток.
Хотя на иконе изображены и другие персонажи (ангелы на берегу), наше внимание приковано к стройной и хрупкой фигуре Христа с ослепительно-белой повязкой на бёдрах. Божественный свет, освещающий сцену, составляет её общий фон.
Свет покрывает вершины золотистых горок, придавая иконе торжественный и праздничный облик.
В эпоху Возрождения живописный канон Крещения несколько изменился. Вместо речного бога теперь стали изображать двух или трёх ангелов, держащих одежды Христа. Иоанн Креститель совершает обряд «обливанием» (льёт воду на голову Иисуса).
В небе парит голубь, а ещё выше изображается фигура Бога Отца, посылающего своё благословение.
Испанский художник Эль Греко, в отличие от Пьеро делла Франчески, в картине «Крещение Иисуса», стремится сохранить торжественность происходящего. То появляющиеся, то исчезающие в вихре облаков ангелы и херувимы, спустившиеся на землю, словно соединённую без всяких границ с небом, указывают своим присутствием на важность события.
Краски переливаются всеми оттенками.
Неровные линии и особенно феерическая игра световых лучей, исходящих от изображённой вверху фигуры Бога Отца, призваны передать движение, динамику. Вертикальная композиция картины удлиняет пропорции фигур, символически подчёркивая их устремлённость к небу.
Коленопреклонённый Христос, озарённый ослепительным светом, с мольбой смотрит на Иоанна Крестителя. Но почему так печально лицо пророка?
Возможно, он уже предвидит грядущие страдания Христа.