Что такое культура общения и языковой этикет?

Один мудрый человек говорил, что единственная роскошь, которую имеют люди, — это общение. Следует подчеркнуть, что здесь речь идет о роскоши как о жизненной выгоде, удовольствии.

Впрочем, понимание правильности этой мысли приходит с опытом. Проще постичь, почему общение является жизненной необходимостью для человека. Вспомните, например, к скольким людям, и по каким вопросам вам приходится обращаться в течение дня.

Попробуйте составить краткий перечень таких обращений — и вы убедитесь, что вся наша жизнь проходит в общении. Поэтому не удивительно, что нормы этикета, которые регулируют наше поведение во время общения, касаются не частных случаев, а ежедневной жизни.

Эти нормы называют нормами общения.

Общение разворачивается в конкретных обстоятельствах, которые называются коммуникативными ситуациями. Рассмотрев представленную ниже схему, вспомните о составе коммуникативной ситуации.

Кто? — Кому? — Что? — О чём? — Для чего? — Где? — Когда?

Общение — взаимоотношения людей, которые проявляются в обмене информацией (коммуникации), во взаимодействии (интеракции), в восприятии человека человеком.

Общающиеся — те, кто общаются; собеседники.

Понятно, что правила общения касаются участников коммуникативной ситуации. Тем не менее, есть и определенные предписания, согласно которым оформляют сообщение, т. е. текст.

Например, ситуация встречи, в которой каждый из нас бывает десятки раз на день, требует не только определенного поведения, но и определенных слов. Эти слова не нужно придумывать каждому, кто оказывается в подобных ситуациях.

Общающиеся используют готовые словесные штампы, клише или формулы. Каждый язык имеет набор таких формул. Именно этот набор и называют языковым этикетом. Языковой этикет складывается на протяжении столетий. Он является элементом культуры каждого народа.

Совершенное владение им — признак культурного, т. е. образованного и вежливого человека. Чем больше словесных формул мы знаем, тем проще и приятнее нам общаться.

В общении мы используем не только слова, но и жесты, мимику, т. е. неязыковые средства. Существуют правила, которые регулируют и их использование.

Следовательно этикет общения охватывает и языковой этикет, и этикет неязыковых средств, и правила общения.

Деловой этикет. Культура общения


Также можно почитать…

Читайте также: