Железнодорожный транспорт мира
Железнодорожный транспорт, возникший в первой половине XIX века, бурно развивался на протяжении более ста лет. Максимальная длина мировых железных дорог была достигнута к середине XX века, однако начиная уже с 1920-30-х годов началось снижение доли железнодорожного транспорта в массе перевозимых грузов, пассажиро- и грузообороте.
В некоторых экономически развитых странах (США, Великобритании и др.) началось даже сокращение сети железных дорог. Несмотря на это железнодорожный транспорт по-прежнему остаётся одним из важнейших видов сухопутного транспорта.
Общая протяжённость мировой железнодорожной сети составляет около 1,4 млн. км (на 2013 год). По длине железных дорог лидируют страны, имеющие большие размеры территории:
- США (около 225 тыс. км);
- Россия (128 тыс. км);
- Китай (более 100 тыс. км).
Также выделяются Индия, Канада, Германия, Австралия, Аргентина, Франция и Бразилия.
Самая длинная железнодорожная магистраль — Транссибирская — проходит по территории России и соединяет Москву и Владивосток.
Резко различаются страны по доле и длине электрифицированных железных дорог. По длине электрифицированных железных дорог 1 место в мире занимает Китай, а по их доле — Швеция (около 2/3).
Интересно, что в США электрифицирован менее 1% железных дорог.
Наибольшей густотой железнодорожных путей выделяются страны Западной Европы, особенно Бельгия (около 130 км на 1 тыс. км2), Германия, Чехия и Швейцария. Вместе с тем существуют огромные пространства, где железные дороги отсутствуют.
Чрезвычайно слабо развит железнодорожный транспорт в развивающихся странах Африки и в некоторых странах Азии (Афганистан).
В последние десятилетия в экономически развитых странах получили развитие скоростные железные дороги, специализирующиеся на перевозке пассажиров. Странами — лидерами по длине скоростных железных дорог являются Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия и Япония.