Транспорт, импорт и экспорт, проблемы и перспективы развития северо-западного экономического района
В Северо-Западном экономическом районе развиты все виды транспорта, но особое значение имеют водные виды транспорта. Крупнейшими морскими портами являются Санкт-Петербург, Калининград и Выборг.
Значительная часть грузов региона перевозится речным транспортом по Неве, Ладожскому и Онежскому озёрам и многочисленным каналам. Большое перспективное значение имеет строительство скоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва.
Сам Санкт-Петербург — второй после Москвы научный, культурный и образовательный центр России. Ежегодно Санкт-Петербург, его окрестности, Великий Новгород и Пушкиногорье посещают миллионы туристов.
Из Северо-Западного экономического района вывозят: автомобили, вагоны метро, суда, турбины и генераторы, электронику и электротехнику, приборы, оптику, часы, тракторы, продукцию химической промышленности, бумагу, продукцию полиграфии, одежду, обувь, фарфор, молочные и рыбные продукты. В район ввозят: нефть и природный газ, чёрные и цветные металлы, лес, некоторые виды машин, хлеб, продукты питания.
Главными проблемами, с которыми сталкивается Северо-Западный экономический район на современном этапе, являются: экологическая проблема, связанная с загрязнением воздушного и водного бассейнов, зависимость от импорта сырья, проблема конверсии ВПК, проблема бесперспективных деревень, проблема развития морского и портового хозяйства, проблема демилитаризации Калининградской области, проблема развития нематериальной сферы и сохранения исторического и культурного наследия.