Скульптура микеланджело «давид» (описание)
Совсем иной образ, нежели у Донателло, создал Микеланджело. «Давид» Микеланджело — скульптура, ставшая символом эпохи Возрождения. «Флорентийский гигант» (высота 5,5 м) — так называли её современники Микеланджело — одно из самых прекрасных созданий великого мастера. Он работал над ним, трудясь от зари до зари, в тишине и уединении, считая его главным произведением всей жизни, передавая мрамору всю энергию своей души.
Биограф Микеланджело Вазари писал, что в мастерской была устроена ограда вокруг огромной мраморной глыбы, «чтобы никому не было видно». Поставлены леса, сделаны мостки и лестницы.
При помощи блоков и канатов камень поднят и водружён на поворотный круг. Начался единый День творения…
Легко и свободно стоит Давид на каменистой земле, опираясь на правую ногу. Величествен разворот его могучих плеч, горделива и благородна осанка. Красива голова с густой шапкой вьющихся волос и необыкновенно правильными чертами лица.
Брови грозно нахмурены. Куда же устремлён его взгляд?
Ещё ничего не произошло, а у нас создаётся ощущение готовности героя начать схватку и уверенности в победе.
До Микеланджело скульпторы чаще всего изображали Давида после его поединка с врагом. Мастер выбирает решающий момент — перед битвой, а потому его герой показан в едином порыве высшего напряжения физических и душевных сил.
Каждая деталь скульптуры призвана подчеркнуть это. Посмотрите, как напряглась жилка на шее. А крупная кисть опущенной вниз руки с красивым рисунком вен?
На неё невозможно не обратить внимание!
В отличие от своего предшественника Донателло, Микеланджело наделил Давида лишь грозным взглядом и пращой, перекинутой за спину. Если у Донателло Давид побеждает Голиафа спокойно и скромно, то микеланджеловский герой побеждает не с помощью чуда, а ясностью и силой своего духа, ловкостью и сознанием нравственной правоты.
Даже нагота Давида с особой выразительностью подчёркивает его внутреннюю силу и уверенность в победе, в то время как у Донателло она выражает лишь его безоружность и незащищённость. Несомненно, перед нами произведение искусства, воспевшее гимн духовному величию Человека.
Где же найти статуе место в свободной и гордой Флоренции? Предназначенная для украшения знаменитого флорентийского собора, она обрела своё место на главной площади города, Синьории, — перед палаццо Веккьо — дворцом флорентийского правительства.
С той поры благодарные граждане Флоренции стали воспринимать её как символический образ защитника города. До сих пор она восхищает нас силой и величием Человека.
Она не подавляет своими размерами, а, наоборот, возвышает и укрепляет наш дух.