Преодоление кризиса 1929-1933 гг. в сша. «новый курс» ф. д. рузвельта
Великая депрессия поразила страны Запада в тот момент, когда они, казалось бы, достигли желанного процветания. Многие отказывались верить в то, что она вызвана не временными неурядицами, а глубоким кризисом всей системы.
Администрация президента-республиканца Герберта Гувера не спешила вмешиваться в экономические процессы. Президент же утверждал, что проблемы, начавшиеся в 1929 г., не более чем небольшой перерыв в процветании великой нации.
Тем не менее, ему пришлось прибегнуть к мерам по стимулированию деловой активности и координации действий финансистов и промышленников, которые, однако, оказались малоэффективными.
В условиях роста безработицы и обнищания трудящихся усилилась социальная напряжённость в обществе. Уповая на американский индивидуализм, государство не оказывало почти никакой помощи попавшим в беду людям.
В то же время президент призывал предпринимателей, благотворительные организации и местные власти поддерживать неимущих. Чтобы морально поддержать нуждающихся, мэр Нью-Йорка предложил владельцам кинотеатров «показывать картины, которые поддержат дух американцев и возродят в них надежду».
Государственная помощь безработным, по мнению Гувера, ослабила бы их веру в собственные силы. Такая позиция вызвала массовое движение протеста, выразившееся в демонстрациях и митингах.
В 1932 г. состоялся поход безработных на Вашингтон, который был разогнан войсками.
В 1932 г. победу на президентских выборах одержал кандидат от демократической партии Франклин Делано Рузвельт. Его вступление в должность совпало с апогеем кризиса, выразившимся в крахе множества банков.
Администрация нового президента немедленно приступила к осуществлению реформ. Сущность политики Рузвельта, получившей название «Новый курс», заключалась в активном вмешательстве государства в экономическую и социальную сферы.
При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривалось и каких-либо мер, ограничивающих права граждан, в том числе право частной собственности.
Рузвельт начал с оздоровления банковской системы. Все банки были временно закрыты, устанавливались специальные правила возобновления их деятельности.
На финансовый рынок допускались только те банки, которые признавались «здоровыми». Финансовые реформы позволили ограничить спекуляции и усилить государственный контроль в банковской сфере.
Всё золото было выкуплено государством в собственность, золотое содержание доллара снизилось. Запрещался свободный обмен бумажных денег на золото.
Девальвация привела к повышению цен и в то же время к доступности кредитов. Специальными актами регулировалась торговля акциями, сокращались возможности для осуществления биржевых спекуляций.
Важную роль в политике «Нового курса» сыграл Закон о восстановлении национальной промышленности, в соответствии с которым правительство создало администрацию по восстановлению промышленности. Были сформированы также 17 промышленных групп, для которых с санкции правительства создавались «кодексы честной конкуренции».
Эти документы устанавливали объёмы производства, цены и правила сбыта, условия труда; запрещалось продавать товары ниже установленного уровня цен. Государство стимулировало укрупнение производства.
Чтобы удержать цены на высоком уровне, предпринимались меры по ограничению производства важнейших товаров. Администрация Ф. Д. Рузвельта, сознательно отступая от некоторых принципов рыночной экономики, добилась главной цели — поддержать крупнейшие монополии за счёт мелких и средних предпринимателей.
Для преодоления кризиса в аграрном секторе был принят Закон о регулировании сельского хозяйства. В основном он решал задачу повышения цен на фермерскую продукцию, что позволяло сделать сельское хозяйство рентабельным.
Согласно этому закону, сокращались посевные площади, часть продукции уничтожалась. За сокращение посевных площадей государство предоставляло фермерам денежные дотации. Принятые меры улучшили положение прежде всего крупных фермеров.
В ходе осуществления антикризисных мер правительство покрывало свои затраты за счёт дополнительного печатания денег.
В годы претворения в жизнь «Нового курса» профсоюзы были официально признаны одной из сторон в решении трудовых споров. Закон о трудовых отношениях зафиксировал их права и механизм урегулирования конфликтов между рабочими и предпринимателями.
Впервые в Америке создавалась система социального обеспечения, предусматривавшая страхование по старости и безработице. Страховые фонды формировались за счёт налогов, взымавшихся и с предпринимателей, и с рабочих.
С целью снижения безработицы были введены максимальная продолжительность рабочего дня и минимум заработной платы. Предусматривалось заключение коллективных договоров между рабочими и предпринимателями.
Для помощи безработным, число которых достигало 15 млн человек, организовывались общественные работы.
Итогом политики «Нового курса» в американской экономике стала возросшая регулирующая роль государства. Однако она была не столь значительна, как в европейских странах.
Несмотря на новый экономический спад 1937—1938 гг., кризис удалось преодолеть. Социальные реформы, означавшие отход от прежних принципов американского индивидуализма, способствовали улучшению жизни трудящихся.
Но в 1935 г. Верховный суд США посчитал, что реформы «Нового курса» ограничивают свободу конкуренции, и признал антиконституционными Закон о восстановлении промышленности и Закон о регулировании сельского хозяйства.
В 1939 г. Рузвельт официально объявил, что цели «Нового курса» достигнуты и необходимость в дальнейших реформах отпала.