Правление екатерины ii
После смерти императора Петра I в 1725 г. началась беспощадная борьба за обладание российской короной. Эпоха дворцовых переворотов сопровождалась интригами и мятежами.
В течение 37 лет престол принадлежал преимущественно женщинам и детям. При их правлении огромную роль играли фавориты.
Примером этому может быть правление дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741-1761). Она не отягощала себя государственными делами и передоверила их фаворитам — братьям Разумовским, Шуваловым и Воронцовым.
На смену иностранцам пришли российские вельможи, расширившие привилегии дворянства: только ему разрешалось владеть землей и крестьянами. Были созданы условия для развития промышленности и торговли, науки и культуры.
Российский трон Елизавета завещала своему племяннику Петру III, который вырос в Германии и не любил чужую для него Россию. Менее чем через год во время очередного государственного переворота Петра III убили.
На престол взошла его жена Екатерина II (1762-1796) — дочь мелкого владетеля одного из немецких княжеств, участница заговора против своего мужа.
Образцом Екатерина считала царя-реформатора Петра I. Но, в отличие от него, Екатерина имела программу преобразований и в течение своего продолжительного правления стремилась воплощать ее в жизнь. Императрица проявила ум и способности незаурядного государственного деятеля.
Она переписывалась с Вольтером и его единомышленниками, советовалась с ними о государственных делах и проводила политику просвещенного абсолютизма.
Одной из первых реформ стал раздел Сената на департаменты. Это улучшило управление страной, но лишило Сенат законодательной власти, которая перешла к императрице. В 1764 г. было отменено гетманство в Украине.
Екатерина ликвидировала автономию Украины, утверждая, что вся страна должна иметь единое управление. Царица также секуляризовала церковное имущество, которое в результате реформы перешло к государству, и ввела веротерпимость.
Восстание 1773-1775 гг. под предводительством донского казака Емельяна Пугачева продемонстрировало глубокие противоречия в российском обществе. Пугачёвщина заставила Екатерину II провести реформы, направленные на укрепление системы государственного управления.
Преследуя цель укрепить административный аппарат и облегчить надзор за населением, императрица увеличила количество губерний до 50. Во главе их стояли губернаторы, подчиненные непосредственно монархине.
В губерниях возникли новые органы местного управления, сформированные главным образом из дворян, что содействовало усилению роли дворянства в государстве. Параллельно проводились меры для создания третьего сословия: частная собственность и свобода предпринимательства переходили под охрану закона.
Одновременно с основанием губерний был создан сословный суд. Для дворян, горожан и свободных крестьян вводились отдельные судебные учреждения, однако крепостные остались под судебной властью собственника-помещика.
В 1785 г. Екатерина II подписала еще два важных документа — Жалованные грамоты дворянству и городам. Первая из них обеспечивала российскому дворянству свободу решать — нести или не нести государственную службу, освобождала его от личных налогов и телесных наказаний, предоставляла право заниматься торговлей и предпринимательством и присваивала название «благородное».
Вторая грамота определяла права и обязанности городского населения и фактически провозгласила наличие в России третьего сословия — горожан.
Екатерина II задумала ввести в стране общее образование и воспитать «новую породу людей». В Петербурге была создана Учительская семинария, где впервые в России стали готовить учителей.
Вскоре по приказу Екатерины II в городах открылись общеобразовательные и доступные для всех школы — народные училища.
В этих училищах уроки начинались зимой в 8, а летом в 7 утра и продолжались до 11 часов. Затем делали перерыв, а с 14 до 16 опять учились. Прежде учитель занимался с каждым учеником отдельно, из-за чего в помещении стоял непрерывный шум.
Теперь он работал со всем классом. Преподавание велось на родном языке — такого еще не было. В классной комнате появилась доска, на которой писали мелом; в начале урока делали перекличку. Кто хотел отвечать или что-то спросить — поднимал левую руку.
Из того времени пришли к нам классный журнал, экзамены, каникулы.
Екатерина II не успела осуществить все свои проекты, однако ее правление считается судьбоносным для истории разных народов, в том числе — украинского. Она реализовала немало из задуманного, избежав при этом серьезных потрясений в обществе.
Время абсолютных монархий в Европе уходило. Спасти их с помощью прогрессивных умеренных преобразований не удалось.
Реформы не смогли приспособить старый государственный строй к потребностям новой буржуазной эпохи.