Польская культура 16 века

Конец XV-XVI вв. — это время расцвета польской культуры, ее «золотой век». Как и другие народы католического мира, поляки черпали вдохновение в итальянском Возрождении.

Большую культурную миссию выполняли типографии, центром книгопечатания стал Краков. Основным литературным языком оставалась латынь, однако постепенно происходил переход на польский язык. Уже в середине XVI в. на нем вышли в свет первые книги.

В условиях активного развития экономики и общественной жизни вырос спрос на образованных людей, возникла разветвленная сеть начальных и средних школ. Там учились не только дети шляхты, но также мещан и частично крестьян.

Преподавание велось на латыни, а со временем — все больше на родном языке. Роль культурного центра принадлежала Краковскому университету, где получала образование молодежь из всей Польши, а также из-за границы.

XVI — первая половина XVII вв. стали эпохой бурного развития польской литературы. Первым видным писателем, начавшим писать на польском языке, был Миколай Рей (1505-1569). Его фраза «Поляки не гуси, свой язык имеют» превратилось в пословицу и дожила до сегодняшнего дня.

Произведения Миколая Рея наполнены едким высмеиванием безделья и воспеванием полезного труда, имя писателя стало символом родного языка и литературы.

Вершиной польской литературы эпохи Возрождения является поэтическое творчество Яна Кохановского (15301584). Он много писал на латыни, но наиболее ценная часть его наследия — польскоязычные произведения.

В них поэт раскрывал внутренний мир человека, воспевал радость жизни и красоту природы.

Наиболее значительным памятником польской архитектуры стал возведенный в начале XVI в. Вавельский королевский дворец в Кракове. Вавель оставался резиденцией польских королей вплоть до правления Сигизмунда III Вазы, когда роль столицы постепенно перешла к Варшаве.

Сейчас здесь размещается самый большой музей Польши. Вавель — это застывшая в камне история Польши, свидетельство не только ее могущества, но и высокой европейской культуры.

XVI в. Из произведения польского мыслителя Анджея Фрича Моджевского «Об исправлении государства». Никоим образом не достаточно, чтобы ты был шляхтичем и назывался бы им по мужской и женской семейной линии, если не обретешь себе шляхетства поступками, ибо без них шляхетство твое превратится в позор.

И наоборот, если перед нами не шляхтич, а человек, лишенный родовитости, но славный и достойный уважения за свои поступки, то такое отсутствие шляхетства не только не является недостатком, а заслуживает огромной похвалы, большей, чем всякие гербы и портреты предков… Я считаю, что проблема государства заключается в должной организации трех его составляющих.

Одна из них касается гражданского общества, управления им, сохранения в нем порядка и его защиты. Вторая касается чистого и искреннего почитания Бессмертного Бога, а третья — правильного воспитания и образования молодежи.

60 Русская культура в XV – начале XVI века


Также можно почитать…

Читайте также: