Морской транспорт мира
Морской транспорт — важнейшая составная часть мировой транспортной системы по обеспечению внешнеэкономических связей. Морской транспорт характеризуется огромной грузоподъёмностью и низкой себестоимостью грузоперевозок.
В настоящее время морской транспорт практически потерял своё значение в перевозке пассажиров и в основном специализируется на перевозке различных грузов. Самым массовым грузом является нефть, однако НТР произвела «контейнерную революцию» в морском транспорте, и доля нефти в грузообороте морского транспорта постепенно сокращается и возрастает доля контейнерных перевозок.
Повышается значение контейнеровозов, лихтеровозов, рефрижераторов, кораблей типа «Ро-Ро» и морских паромов.
Крупнейшими в мире по тоннажу морского торгового флота в настоящее время являются:
- Панама (более 180 млн. т);
- Либерия (около 80 млн. т);
- Греция (около 50 млн. т).
За ними следуют Багамские Острова, Мальта, Кипр, Сингапур, Норвегия и Китай.
Такое «обилие» слаборазвитых стран объясняется так называемыми дешёвыми флагами этих стран, хотя на самом деле эти корабли принадлежат судовладельцам из экономически развитых стран (Греции, Японии, США, Германии, Великобритании и т.д.).
География морского транспорта определяется прежде всего географией морских портов. 1 место в мире по грузообороту морских портов ныне уверенно занимает Китай, обогнав США и Японию.
По видам грузов порты делятся на универсальные (Шанхай, Сингапур и Шеньчжень — крупнейшие универсальные порты мира, нефтеналивные (Рас-Таннура в Саудовской Аравии, Мина-эль-Ахмади в Кувейте, Харк в Иране, Валдиз в США, Тампико в Мексике), угольные (Ричардс-Бей в ЮАР, Гладстон и Ньюкасл в Австралии), рудные (Дампир и Порт-Хедленд в Австралии, Сет-Иль в Канаде, Тубаран в Бразилии), лесные (Виктория в Канаде, Манаус в Бразилии).
В настоящее время среди океанов 1 место по грузообороту уже много веков подряд занимает Атлантический океан, обеспечивающий более 60% всех морских перевозок, 2 место уверенно занимает Тихий океан (около 30%), причём его доля постоянно растёт, а 3 место — Индийский океан (около 10%).
На географию морского транспорта большое влияние оказывают морские каналы: Суэцкий (Египет), Панамский (Панама) и Кильский (Германия), а также важнейшие международные проливы: Ла-Манш, Гибралтарский, Ормузский и Малаккский, через которые ежесуточно проходят сотни судов.