Монашеские ордены католических монастырей
Католические монастыри, чьи уставы и порядки были примерно одинаковы, постепенно объединялись в ордены (от латинского слова «порядок»). Одни из них создавались для борьбы с противниками христианской церкви, другие занимались разработкой богословских вопросов, третьи — распространением христианского вероучения.
Всего возникло более десятка монашеских орденов.
Некоторые ордены прославились строгостью своих порядков. Среди них особенно выделялся орден цистерцианцев. Название свое он получил от монастыря, основанного в конце XI века в местечке Цистерциум во Франции.
Монахи этого ордена давали обет молчания и вели замкнутую, уединенную жизнь, основывая поселения в самых глухих и труднодоступных местах. В конце X II века в орден входило около 2000 монастырей.
По своему богатству и влиянию этот орден занимал ведущее место.
Одним из наиболее уважаемых был орден францисканцев. Его члены давали строгий обет бедности и не могли иметь даже две рубахи.
Их называли нищенствующими монахами. Они странствовали по дорогам Европы, как и Святой Франциск, проповедуя везде слово Божие и любовь к ближнему.
Члены ордена несли свет христианской религии тем европейским народам, которые еще продолжали поклоняться языческим богам.
Почти одновременно с францисканским возник ещё один нищенствующий орден — доминиканцев, получивший название от имени своего основателя — Святого Доминика. Он, как и Франциск Ассизский, происходил из знатной семьи и также отказался от богатства, став нищенствующим монахом.
Его называли «небесным братом» Святого Франциска.
Святой Доминик и основанный им орден посвятили себя борьбе с главными противниками церкви — сторонниками еретических учений, или ересей. Чтобы распознавать ересь и разоблачать ее в глазах верующих, нужно было хорошо разбираться в церковном учении.
Поэтому доминиканцы усердно изучали Священное писание и богословские науки.
Монашество сыграло важную роль в формировании средневековой европейской цивилизации. Монастыри стали центрами духовной культуры, хранителями веры и распространителями христианского учения — фундамента средневековой цивилизации.
Ересь — религиозное учение, расходящееся с господствующим церковным вероучением.