Ключ к вашей креативности

Стряхни оцепенение, привычки и стандартный взгляд на мир. Пора смотреть и действовать под другим, более продуктивным и креативным углом зрения.

Как стать изобретательнее и научиться воплощать прорывные идеи?
Наш мозг создан для нестандартного решения проблем, и природную изобретательность можно усилить.

В этом уверена преподаватель Стэнфорда и автор бестселлера «Сделай себя сам» Тина Силиг. В своей новой взрывной книге «Разрыв шаблона» она дает отличные советы, которые помогут стряхнуть оцепенение и взглянуть на мир с другой стороны, сделать его чуть лучше, а себя — креативнее.

Под другим углом

Умение взглянуть на проблему с разных точек зрения критически важно для решения всех типов задач. До 1543 года люди верили, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли.

Но в 1543 году Коперник изменил представления человечества. Произошла радикальная перемена точки зрения, приведшая к «коперниковой революции». Вы тоже способны начать революцию.

Нужно всего лишь посмотреть на проблемы, которыми вы заняты, под другим углом.

Некоторые художники и музыканты сознательно ломают наши рамки. Например, Мауриц Корнелис Эшер знаменит своими графическими работами, в которых он играет восприятием зрителя, заставляя его видеть различные фигуры попеременно то на переднем, то на заднем плане.

Еще один пример — работа композитора Джона Кейджа «4? 33?». Она была написана в 1952 году и подходит для исполнения любым инструментом или оркестром.

В партитуре написано, что все музыканты в течение четырех с половиной минут должны просто тихо сидеть, не дотрагиваясь до струн или клавиш.

Тренировать в себе умение изменять точку зрения можно каждый день. Найдите камень или кусок дерева, вставьте в рамку и получите арт-объект. Представьте, что ваш молодой секретарь однажды станет исполнительным директором.

Сядьте на пол и поймите, каким видят мир маленькие дети.

В поисках вдохновения

Дразнящий. Всего одно слово — дразнящий.

Сможете, вдохновившись им, написать три страницы эссе?

Абсолютно всё — каждое слово, каждый предмет — дает вам возможность максимально использовать знания, чтобы подстегнуть полет фантазии.

До недавнего времени абитуриенты в Оксфорде сдавали «однословный экзамен». Они одновременно и предвкушали, и боялись Того Самого Эссе, как его называли.

На экзамене каждый из них одновременно с остальными переворачивал лист бумаги, на котором было написано одно слово — к примеру, «невинность», «чудеса» или «дразнящий». За три часа они должны были написать сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.

Сочетать несочетаемое

Умение соединять и комбинировать несочетаемые объекты — важный этап создания инноваций. Для формирования новых идей нужно научиться реорганизовывать и перегруппировывать старые.

Этого принципа придерживаются любители японского художественного направления чиндогу. Чиндогу — это создание странных, необычных изобретений за счет сочетания несочетаемого.

Например, костюм для грудного ребенка с половой тряпкой на животе — ползая по полу, ребенок одновременно убирает в квартире. Или разлинованная на спине рубашка, чтобы вы точно могли точно сказать, где именно вам нужно почесать спину.

Конечно, эти изобретения непрактичны, но они вполне могут быть первым шагом к созданию чего-то по-настоящему полезного.

Ради освоения такого комбинирования вы можете принять участие в конкурсе от New Yorker. Каждую неделю журнал публикует на последней странице картинку без подписи.

В картинках из New Yorker часто встречаются несочетаемые предметы, объекты, вырванные из контекста, или изображения с измененным масштабом. Задача читателя — найти веселый способ связать их в единый образ.

Правило мозгового штурма №1

Главное правило мозгового штурма: плохих идей не бывает. Это значит, что участники не имеют права критиковать предложения друг друга.

Какой бы странной ни была идея, ваша задача — ее использовать. Мозговой штурм позволяет исследовать все возможности, будь они гениальными или идиотскими.

Удаляйте из списка возможных решений очевидные и заставляйте участников думать дальше.

Во время мозгового штурма вы можете подкидывать участникам неожиданные или провокационные вопросы и подсказки, подталкивающие обсуждение в совершенно другую сторону. К примеру, если на повестке дизайн новой детской площадки, спросите, как бы такие площадки выглядели на Луне или под водой, через 100 лет или в прошлом веке, если бы их строили дети или инвалиды, если бы бюджет строительства составлял один доллар или миллион или если эта площадка должна стать самой опасной на свете.

Поощрение и наказание

Если хотите повысить собственную креативность и раскрыть творческий потенциал окружающих, вам нужно придумать способы поощрения. Например, компания Proteus Biomedical создала интересную игру.

Когда кто-нибудь из ее сотрудников подает заявку на патент изобретения, ему выдается игрушечный резиновый мозг. Этот мозг сотрудник кладет в большую банку, стоящую на полке у входа в компанию, рядом с такими же банками его коллег.

Чем больше мозгов хранится в банке у работника, тем выше его статус в компании.

Еще один забавный пример — веб-сайт под названием Written? Kitten! Его задача — мотивировать авторов. Вы задаете себе цель, например написать 3000 или 5000 слов, и как только вы выполняете норму, показывается картинка с котенком.

Для любителей кошек это неплохой стимул.

Программа была создана в ответ на приложение Write or Die («Пиши или умри»), которое, наоборот, наказывает ленивых писателей. В легком режиме программа просто отправляет сообщения с напоминаниями. В нормальном режиме остановка сопровождается неприятным звуковым сигналом.

А в режиме «камикадзе» программа начинает стирать написанное по слову, как только вы прекращаете писать.

От перемены мест слагаемых сумма… меняется!

«Сколько будет пять плюс пять?» «Сумма каких двух чисел равняется десяти?» На первый вопрос существует только один ответ, а вот на второй — неисчислимое множество, особенно если учитывать дроби и отрицательные числа. Эти два примера на простое сложение различаются только формулировками.

Умение поставить вопрос иначе — эффективный метод развития воображения, потому что с изменением формулировки открывается огромное количество возможных решений.

Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если бы мне дали час на решение задачи, от которой зависела бы моя жизнь, то 55 минут я бы потратил на то, чтобы точно сформулировать вопрос. А для того чтобы ответить на правильно поставленный вопрос, мне нужно не больше пяти минут».

Изобретайте будущее

Креативность открывает целую вселенную возможностей. Развивая творческое начало, вместо проблем вы обнаружите потенциал, вместо препятствий — мотивацию, вместо вызовов — вероятность революционных решений.

Однако в школе не учат творческому подходу к решению проблем, он даже не считается умением, которым можно овладеть. К сожалению, устойчивое убеждение, что идеи дешевы, довольно распространено. Идеи вовсе не дешевы — они бесплатны.

И бесценны.

Идеи приводят к нововведениям, двигающим вперед мировую экономику, и не допускают превращения нашей жизни в однообразное и бездеятельное существование. Это краны, вытаскивающие нас с проторенных тропок на путь прогресса.

Без новых идей жизнь будет не просто многократным повторением одних и тех же эпизодов, она станет откатываться обратно.

В сущности, наши главные ошибки заключаются не в том, что мы что-то делаем неправильно, а в том, что даже не мечтаем о чем-то большем. Все мы — изобретатели собственного будущего.

Изобретайте свое.

По материалам книги «Разрыв шаблона»

Упражнения для развития креативности


Также можно почитать…

Читайте также: