4 Темперамента креативности

Для реализации своего творческого потенциала и развития креативности следует определить свой темперамент. Поэтичные и чуткие, пытливые и сложные, реалисты и традиционалисты, гибкие и склонные к драматизации.

Творческие способности присущи каждому из нас, но часто мы не осознаем в полной мере те таланты, которыми наделены от природы. Существует 4 темперамента креативности.

Знание их поможет вам правильно использовать свои творческие способности.

Их можно сравнить с четырьмя американскими городами.

1. NF-тип (интуиты-этики) — поэтичные и чуткие

NF-тип: люди прежде всего. Сан-Франциско и особенно его район Хейт-Эшбери — «классический» NF-город, город любви и фантазий, промоутер социальных идей.

Если вы отдаете предпочтение интуиции и этике (NF), то во многом вы используете свою креативность как способ самовыражения. Размышления над смыслом жизни и желание помочь другим — две главные особенности NF-темперамента.

Эдвард Мунк, создатель картины «Крик», говорил: «В своем творчестве я всегда пытался объяснитьсебе жизнь и ее смысл. А еще я стремился помочь другим уяснить себе их жизнь».

По этим же причинам NF нередко увлекаются продвижением социальных идей, созвучных их собственным ценностям, так как их вдохновляет мысль о творчестве, которое делает жизнь других людей богаче или убеждает их принять определенную точку зрения.

Как актеры они участвуют в кампаниях по повышению осведомленности людей о различных социальных программах во благо человечества. Как предприниматели организуют в своих компаниях волонтерские программы, участники которых могут тратить часть своего рабочего времени на нужды благотворительности.

Врачи отправляются оказывать медицинскую помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Музыканты делятся своей философией и вдохновляют других посредством своих песен.

Если вы NF, вы также предпочитаете самостоятельно выявлять связи в явлениях и воспринимать информацию опосредованно, абстрактным, теоретическим путем и уже собранные сведения используете для принятия решений на базе ваших духовных ценностей.

Как интуит вы видите общую картину и выявляете некие закономерности, а как этик отстаиваете сформированные в течение жизни личностные ценности и идеи, которые принимаете близко к сердцу.

Интуитивные этики — идеалисты. В своих творениях они сопереживают своим объектам — будь то люди, животные или неодушевленные предметы — и персонифицируют их, наделяя качествами собственной личности.

Если они создают продукт, у него будет душа; если создают не объект, а абстрактную работу, она будет выражать неосязаемые мысли и чувства. Какие бы средства выражения NF ни выбирали, объектом их работы часто становятся их друзья, любимые и члены семьи.

Межличностные отношения — главная тема их творчества, при этом герои получаются живыми, а их взаимодействие — насыщенным эмоциями.

Интуиты-этики, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:

— выбирать миссию, отвечающую вашим личностным ценностям;

— окружать себя людьми, которые вас вдохновляют.

Интуиты-этики, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:

— судить не только по себе (представлять себе, как бы решил проблему кто-то другой);

— не жертвовать работоспособной системой ради гармонии в группе, а искать баланс.

2. NT-тип (интуиты-логики) — пытливые и сложные

NT-тип: прежде всего — концепции и системы. Бостон — типичный NT-город, в котором идет постоянный обмен инновациями между научным сообществом и высокотехнологичными стартапами.

Если вы NT, то наверняка еще в детстве осознали, что не похожи на других. NT не ищут легких путей, а потому, если произведение искусства кажется вам сложным, можно предположить, что его автор — человек с темпераментом NT-типа.

При этом творения интуитов-логиков обычно не только наделены глубоким смыслом, но также отличаются некой холодной отчужденностью. NT смотрят на одно и видят другое — как интуиты они воспринимают информацию абстрактно и теоретически, а затем как логики перерабатывают ее, чтобы принять объективное решение, и часто делают это отстраненно, отсеивая все личностное.

Ими руководит желание накапливать знания и развивать свои умения ради повышения собственной компетентности.

Если NF озадачены поиском личностного смысла, то NT ищут смысл универсальный — в законах природы или в математических формулах. Интуиты-логики придают большое значение компетентности — как собственной, так и всех окружающих.

Они неудержимо стремятся к повышению мастерства и ищут лучших учителей и источники информации. Они постоянно учатся, трудятся и растут.

При этом очень часто обнаруживают, что идеальным источником знаний является письменное слово, и начинают окружать себя книгами, главным образом литературой нон-фикшн.

Интуиты-логики рассматривают свое творчество как эксперимент и возможность для развития. Перспектива научиться чему-то новому манит их так сильно, что они готовы принимать перемены и даже терпеть дискомфорт.

Более того, NT могут сами усложнять себе задачу и отодвигать свой «пряник» подальше каждый раз, когда будут приближаться к заветной цели.

NT учатся всю жизнь. В поисках глобального смысла они жадно поглощают новые знания и пересматривают прежние представления.

Пытаясь раскрыть причинно-следственные связи, стоящие за многоуровневыми процессами, они нередко перескакивают этапы, которые считают несущественными. Они ориентированы на будущее и поэтому часто пропускают мимо себя популярные увлечения, стараясь создать нечто вечное.

Их принцип: максимальный результат минимальными усилиями. Для них эффективность превыше обычаев и традиций.

Интуиты-логики, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:

— выявлять паттерны;

— интегрировать несвязанные между собой идеи;

— черпать вдохновение из теоретических построений;

— подвергать сомнению авторитеты.

Интуиты-логики, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:

— задаваться вопросом, достаточно ли понятны для людей ваши творения;

— размышлять над тем, как люди будут использовать ваши идеи;

— претворять в жизнь свои идеи;

— проявлять практичность.

3. SJ-тип (сенсорики-рационалы) — реалисты и традиционалисты

SJ-тип: прежде всего — играть по правилам. Город Вашингтон — «образцовый» SJ-город, в котором новые идеи реализуются в строгом соответствии с требованиями нормативной системы, например с утвержденными процедурами обсуждения законопроекта для придания ему силы закона.

Если вы сторонник размеренности и осмотрительности и, сделав шаг, предпочитаете остановиться, чтобы убедиться в стабильности новой позиции, и только затем предпринимаете следующий шаг, то вы, возможно, сенсорик-рационал.

Креативность SJ — «взрослая» и ответственная, иными словами, более методичная. Если NT читают между строк, то SJ первыми заметят отсутствие строчки.

Так, стараясь устранить различные мелкие недочеты, они и совершают открытия, мимо которых другие прошли, ничего не заметив. Если вы SJ, вам ближе инновации путем адаптации и совершенствования того, что уже существует.

Вы предпочитаете играть по правилам, раскрашивать картинку, не выходя за контуры, и последовательно добиватьсясовершенства.

Из-за этой своей любви к игре по правилам сенсорики-рационалы более склонны создавать реалистичные работы, изображающие жизнь такой, какая она есть сегодня или какой была в прошлом. Кем бы SJ ни был — писателем, художником, актером или историком, — он мастер в создании иллюзии реальности.

Он будет тщательно выверять все детали и заставит аудиторию поверить, что стоит только захотеть, и можно будет рукой потрогать эти пушистые облака, попробовать на вкус румяное печенье, вдохнуть соленый воздух океана или услышать звук трубы, призывающий армию к бою.

SJ — люди практичные, им нравится получать ощутимый результат. Они реализуют свои идеи, «обтачивая» их так, чтобы те встроились в уже работающую систему.

Творческий стиль сенсориков-рационалов, как правило, отличается традиционностью, четкостью, чистотой и аккуратностью. Хотя SJ превосходно справляются с задачей категоризации фактов, от них сложно ожидать изобретения совершенно новых категорий, так как они предпочитают творить в рамках уже существующих систем.

Если у вас темперамент SJ-типа, вы, возможно, похожи на школьного учителя, который изучает, выполняет, преподает и требует соблюдать правила. Вы творите, применяя «правильные» приемы, и создаете технически безупречные произведения с тщательно проработанными деталями.

И еще критично относитесь к работе других, если те выполнены неряшливо или по ним заметно, что техника изготовления не была соблюдена.

Сенсорики-рационалы, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:

— четко формулировать проблемы;

— сканировать окружающую среду, фиксируя детали сегодняшнего ее состояния;

— помнить то, что хорошо работало в прошлом;

— совмещать и сочетать испытанные временем методики;

— проводить пошаговые улучшения.

Сенсорики-рационалы, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:

— оставаться открытыми к переменам;

— рассматривать креативность как свою обязанность;

— признавать, что процедуры не всегда могут быть правильными;

— подвергать сомнению порядки и традиции;

— приступать к действию, не дожидаясь, когда будут собраны все факты.

4. SP-тип (сенсорики-иррационалы) — гибкие и склонные к драматизации

SP-тип: играть ради удовольствия. Автоград Детройт — настоящая SP-гавань осязаемой креативности.

Это то место, где автомобили строили, чтобы те были супермодными, суперскоростными и суперпривлекательными.

Что у SP получается особенно хорошо, так это вызывать волнение! SP часто бывают неорганизованными и недисциплинированными, не чтят традиций, не приемлют корпоративной культуры, не терпят ограничений и при этом очень деятельны и спонтанны.

Они «фристайлеры», творчески ищущие сиюминутных эмоций, чтобы убежать от скуки. SP подвижны как ртуть, исходят из того, что есть вокруг в настоящий момент, и реагируют на то, что происходит сейчас.

Даже ошибки они воспринимают как возможности.

Будь то прыгуны с трамплина или водители огромных фур, SP творят, оценивая своих конкурентов и сподвижников и подмечая, что у них получается лучше, а что — нет. Выходя на горнолыжную трассу, площадку для гольфа, сцену или в зал заседаний совета директоров, они изучают «местность» в поисках сиюминутных возможностей.

Сенсорики-иррационалы на ходу изобретают и применяют новые тактики, обходя конкурентов благодаря фактору неожиданности. SP — лейтенанты передовой, для них важна тактика, которая позволит им выиграть сражение.

Люди с темпераментом SP-типа — это, если можно так сказать, «глаголы», это действие во плоти. Они постоянно жаждут новых эмоций.

Они хватаются за сегодняшний день, не оглядываясь ни на прошлое, ни на будущее, — они пленники понятий «здесь» и «сейчас».

Щеголяя своим свободным, нонконформистским духом, люди с темпераментом SP-типа неохотно социализируются и подчиняются принятым нормам. Из-за своего нежелания, чтобы его загоняли в стадо и формовали по шаблону, SP имеет наибольший из всех темпераментов шанс сохранить свой детский энтузиазм и в зрелом возрасте.

Для сенсорика-иррационала процесс творчества и есть самое важное в жизни.

Если людей с другим типом темперамента мотивирует перспектива появления конечного продукта, художники-SP сохраняют юношеский восторг от акта творения. Их цель — процесс, а смысл — развлечение.

И чем бы они ни занимались — актерским ремеслом, фотографией, живописью или скульптурой, — они получают от своего занятия истинное удовольствие, а когда оно им надоедает, они идут дальше и придумывают что-то другое.

Инновации сенсориков-иррационалов рождаются в процессе решения проблем сегодняшнего дня. Если вы сенсорик-иррационал, вы пробуете то, что другие делать

боятся, и ходите по улицам, на которые другие не осмеливаются ступить. И хотя вы нередко попадаете в тупик, вы также можете найти и кратчайший путь к желанному месту.

Творчество у SP — процесс спонтанный и непредсказуемый, им и в голову не придет спросить себя «зачем» и «почему». Им нравится творить из-за волнующего момента, когда кисть ударяет по холсту, а не из-за того результата, который позже вставят в раму.

Сенсорики-иррационалы находчивы, практичны, прагматичны, любят технику, умеют выбирать тактику и ценят быструю реакцию. Ради креативного решения проблемы они вольно совмещают любые доступные ресурсы — выпрошенные, позаимствованные или украденные.

Сенсорики-иррационалы, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:

— подмечать, что именно требуется сейчас;

— совершенствовать сегодняшние методы работы;

— окружать себя материалами, которые вас вдохновляют;

— нарушать статус-кво;

— выявлять современные тенденции;

— запускать «пробные шары»;

— сохранять задор, создавая выдающиеся творения;

— заимствовать из множества источников.

Сенсорики-иррационалы, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:

— смотреть дальше дня сегодняшнего;

— проявлять терпение, когда что-то кажется вам скучным;

— доводить начатое до конца.

По материалам книги «Творческая личность» Отто Крегер и Дэвид Голдстейн. Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА


Также можно почитать…

Читайте также: