Картины леонардо да винчи «благовещение» 1472 и 1475 гг. (описание)
Говоря о лучших созданиях творческого гения на сюжет Благовещения, невозможно не упомянуть две картины Леонардо да Винчи, одна из которых представлена в галерее Уффици во Флоренции, а другая хранится в собрании Лувра в Париже. Сопоставление этих картин не менее интересно.
Леонардо был молод, когда написал своё первое «Благовещение». В 21 год ему удалось создать шедевр сразу, с первой попытки. Как красивы и благородны лица изображённых персонажей!
Юная, прекрасная Мария изумлена неожиданным появлением архангела Гавриила. Он только что опустился перед ней на колени, не успев сложить красивые узорчатые крылья.
Он задумчив и серьёзен: слишком значительно то известие, ради которого он оказался на этом цветущем ковре из трав и цветов, трепещущем от малейшего дуновения ветерка.
Мария величественно восседает на скамье перед полированным столиком с богато украшенной мраморной рельефной подставкой, на котором лежит раскрытая книга Священного Писания. В знак принятия Божественного послания Мария поднимает руку.
Известно, что эту картину дорабатывали другие художники, но, несомненно, в ней открывается блестящее мастерство начинающего Леонардо да Винчи!
От величественности и парадности первого «Благовещения» Леонардо уходит в другой картине, созданной в 1475 г. Теперь действие переносится под своды довольно скромного строения. Художник отказывается от лишних, чересчур пышных архитектурных деталей.
Ничто, по его замыслу, не должно отвлекать от главного. За спиной Марии лишь несколько деревянных скамей да простенький столик с раскрытой книгой.
Вот и всё убранство бедного жилища.
Мария уже не восседает гордо и величественно, как повелительница на троне, а стоит на коленях со сложенными на груди руками. Склонив голову, она с благоговением выслушивает слова архангела. Тёмно-синий цвет её платья оттеняет светлый, небесный тон накидки.
Иначе представлен и архангел Гавриил: его поза более непринуждённа, едва заметная улыбка тронула его губы, ярко-красный плащ слегка приспущен и образует изящные драпировки.
Совсем по-другому видится здесь и пейзаж. Леонардо отказывается от картинно застывших деревьев, величественных гор с белыми вершинами.
Он изображает обычный сад с низкими деревьями, в глубине которого просматривается бледно-голубое небо, вырисовываются тёмные, дымчатые вершины гор.