Картина п. веронезе «голгофа» (описание)
Эпоха Возрождения внесла много нового в трактовку данного сюжета. Но главным, пожалуй, явилось то, что большинство художников Возрождения стремились создать Распятие, где реальность смерти и мученические страдания Христа слиты воедино и не затмевают величие этого события.
Следуя евангельскому источнику, стремясь к правдоподобию, они отчётливее подчёркивают его общечеловеческий смысл и значение.
Обратимся к картине итальянского художника Паоло Веронезе «Голгофа». Первое, что сразу обращает на себя внимание, — это необычность композиции картины.
Крест с распятым Христом, обычно изображавшийся в центре, здесь нарочито смещён в левую часть холста. Тело Иисуса показано в непривычном ракурсе, в профиль, что помогает наглядно показать зрителю и неестественность позы Христа, и мучительные изломы его тела, создаёт наиболее зримый и впечатляющий образ страдания.
Впервые в трактовке сюжета огромную смысловую нагрузку несёт пейзаж. Мы видим, как по зловещему тёмному небу неумолимо ползут свинцовые грозовые тучи.
Они уже заполнили полнеба, и вскоре разразится гроза, предвещая всемирную катастрофу. Немалую роль в создании трагического настроения играет и передача человеческих переживаний.
Здесь на помощь художнику приходят освещение, цвет, позы и жесты персонажей. Интенсивные светлые краски одежд сталкиваются в напряжённых контрастах и выделяются на фоне мрачного неба.
Автор сосредоточивает наше внимание на страдании Марии, отчаянии и сопереживании её спутников. Общее драматическое напряжение действия передано в выразительном силуэте окаменевшей от горя Марии Магдалины.
Задрапированная с головы до пят в длинный плащ, скрывающий её лицо, она напоминает изображения древних плакальщиц. Пронзительный ярко-жёлтый цвет её одежды в сочетании с зелёной бирюзой неба и коричнево-красными тонами одежд других персонажей звучит как возглас боли и отчаяния.
К образам Распятия не раз обращались художники и в последующие эпохи. Полные трагического смысла произведения создали Эль Греко, Рубенс, Рембрандт, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, Ван Гог, Сальвадор Дали.