Картина леонардо да винчи «поклонение волхвов» (описание)
Иным путём, нежели С. Боттичелли, пошёл Леонардо да Винчи в картине «Поклонение волхвов». Мария с младенцем изображены на переднем плане.
Но где в таком случае расположить волхвов? Сократить расстояние уже невозможно: коленопреклонённым волхвам будет тесно в отведённом пространстве.
И Леонардо принимает неожиданное решение. Сохраняя монументальность и значимость композиции, он пишет группу с Марией и младенцем крупнее, чем волхвов.
При этом художник применяет результаты собственных исследований в области человеческого зрения и учитывает способность воспринимать изображение обоими глазами одновременно. Сцена кажется вполне естественной и пропорциональной.
Две фигуры, изображённые по краям картины, органично завершают композицию её первого плана.
А второй план? Он чрезвычайно интересен, хотя здесь остаётся много неясного для зрителя. Второй план составляет пейзажный фон с пальмой и каменным деревом в центре.
Слева — руины дворца с пустой лестницей и кортеж путников. В правой части картины — сражающиеся на конях всадники.
Но при чём здесь всадники? Они ведь не имеют отношения к евангельской истории. Возможно, художник хотел сказать современникам: окружающий их мир давно расколот надвое.
Одна часть людей поклоняется Добру, другая — Злу.
К сожалению, картина не была закончена. Монахи одного из монастырей, заказчики картины, прождав несколько лет, обратились к ученику Боттичелли — Филиппо Липпи, который в 1496 г. написал новое «Поклонение волхвов».