Картина эль греко «снятие одежд с христа (эсполио)» (описание)
Драматична картина испанского художника Эль Греко «Снятие одежд с Христа (Эсполио)». На ней запечатлён тот момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды.
Этот сюжет был чрезвычайно редким для того времени, так как художники чаще всего изображали сюжеты «Взятие Христа под стражу», «Коронование терновым венцом» и «Бичевание Христа». Интересно то, что этот мотив здесь обозначен только жестом одного из солдат, касающегося рукой хитона Христа.
Главное внимание Эль Греко сосредоточивает на изображении общего трагического чувства неотвратимой гибели Христа. По-разному реагируют люди на происходящее.
Слева от Христа — фигура задумчивого воина (римского центуриона Лонгина), который в момент смерти Иисуса воскликнул: «Воистину Божий Сын был сей!» Толпа, заполнившая верхнюю часть композиции, обуреваема низменными страстями. Персонажи выступают из мрака с беспорядочным движением копий, отблесками металлических шлемов.
Среди них — два разбойника, окружённые любопытной толпой. На их перекошенных страданием и болью лицах — ужас и отчаяние.
На фоне этой взволнованной, тревожной толпы выделяется страдальческое и возвышенное лицо Христа, обращённое к небу. Пожалуй, это одно из самых запоминающихся и одухотворённых изображений Христа в творчестве Эль Греко.
Несомненно, перед нами образ совершенного Человека. Но его судьба заранее предопределена: рядом — военачальники в блестящих доспехах и солдат, готовый в любую минуту сорвать с Христа багряницу.
Посмотрите на его тупое выражение лица, мускулистые крепкие руки, и вы поймёте, что он всего лишь пассивный исполнитель чужой воли.
Слева на переднем плане изображены Дева Мария в синем платье и две сопровождающие её женщины. Они с ужасом смотрят на палачей, сколачивающих крест для казни.
Не видя того, что с Христа собираются сорвать одежды, они как заворожённые смотрят на орудие будущей казни, на механическую работу солдата, который подготавливает крест для распятия. Прекрасная белокурая Мария Магдалина пытается отстранить Богоматерь от этого страшного зрелища.
Все чувства и мысли женщины обращены к будущему, которое очень скоро станет трагическим настоящим — мученической смертью Христа.