Как спорить с помощью метода сократа
Данный метод спора изучается в юридических школах с целью обучения студентов способности мыслить критически, также его используют в психотерапии и обучении руководящего состава.
Метод Сократа можно использовать для доказательства ошибочности утверждений другого человека путем получения его согласия с заявлениями, которые противоречат его изначальному утверждению.
Поскольку Сократ верил, что первый шаг к знаниям заключается в признании своего собственного незнания, данный метод больше направлен не на стремлении доказать вашу точку зрения, а скорее, на опровержение каких-либо утверждений собеседника с помощью серии вопросов, которые заставят человека начать заблуждаться в своих же собственных словах. Данный метод изучается в юридических школах с целью обучения студентов способности мыслить критически, также его используют в психотерапии и обучении руководящего состава.
1. Обнаружьте утверждение, которое подытоживает весь смысл их суждения. Сократ часто раскрывал суть суждения с помощью таких вопросов, как: “Что такое справедливость?” или “Что такое правда?” Вы можете применить метод Сократа в опровержении любого утвердительного заявления даже такого, как “Этот стол синий”.
2. Рассмотрите возможные подвохи этого утверждения. Представьте, что его заключение является ложным и найдите соответствующие примеры. Обзаведитесь сценарием, при котором его заявление не будет иметь смысла и заверните этот сценарий в вопрос:
“Является ли этот стол голубого цвета для слепого человека?”
Если человек скажет “нет”, то переходите к другому шагу.
Если ваш собеседник отвечает “да”, то спросите: “Что именно делает этот стол голубым для слепого человека, а не, например, красным или зеленым?” Это способно загнать человека в тупик, если он считает, что цвет существует только в восприятии наблюдателя. Если так, то переходите к следующему шагу.
3. Измените изначальное заявление, беря во внимание исключение. “Итак, стол голубой только для тех, кто может видеть”.
Оспорьте новое утверждение другим вопросом. Например: “Стол находится посередине комнаты там, где его никто не может видеть.
Является ли он до сих пор синим?” В итоге вы придете к выводу, что ваш собеседник соглашается с утверждением, которое противоречит его изначальному заявлению. Таким образом, вы можете заметить, что цвет – это понятие субъективное (используя вопросы, а не ответы).
Цвет существует только в голове у человека в результате его восприятия. Цвет не является свойством стола, а соответственно, он не голубого цвета.
Но если человек отрицает экзистенциализм, как предположенную правду, то он может не согласиться с вашей точкой зрения.
Советы
Целью метода Сократа не является попытка доказать, что кто-то неправ, а скорее, испытать на прочность твердость чьих-либо утверждений. Если вашей целью стоит возможность поспорить с кем-либо, то Сократ и другие философы имеют более эффективные методы для этого.
Ключевым фактором метода Сократа является стремление заставить человека засомневаться в своих утверждениях. Не думайте, что вы или кто-то другой знают все на сто процентов.
Оспаривайте каждое предположение.
Помните, что целью метода Сократа является оценка возможностей, и этого можно добиться путем задавания вопросов, а не ответа на них. Сократ был известен своими вопросами, на которые он сам не знал ответа, за что его также много критиковали.
Сократа, разработчика этого метода, заставили принять яд, потому что он раздражал многих людей своими вопросами. Частое использование этого метода может завоевать вам такую же нездоровую славу, и многие люди будут избегать разговора с вами.
Спорьте более дружелюбным способом, стараясь реже разрывать в клочья любое утверждение собеседника.
Платон утверждал, что Сократ не знал ответов на вопросы, хотя судя по письменным трудам Платона (единственный источник наших знаний о Сократе), может показаться, что он все же знал ответы на эти вопросы. Данная риторика также используется профессорами в обучении студентов.