Как развивать дивергентное мышление
Пора стать дивергентом. Не можешь найти правильный ответ или выход из ситуации? В таком случае вам следует задействовать дивергентное мышление. Как выходить из сложных ситуаций используя дивергентное мышление?
С вами случались такие ситуации, когда вы не могли найти правильный ответ или решение? В таком случае вам следует задействовать дивергентное мышление.
Творческий мыслительный процесс исследует различные аспекты конкретной темы и помогает прийти к нескольким возможным решениям за короткий период времени. Дивергентное мышление – это не сложный процесс, если вы знаете, что нужно делать.
1. Что такое дивергентное мышление
1.1 Находите решения проблем. Дивергентное мышление является одной из форм творческого мышления, при котором для исследования проблемы используется нестандартный подход.
Вместо того чтобы удовлетвориться существующим ответом или полным отсутствием ответа, вы можете попробовать решить проблему вопросом А что, если попробовать вот так?. Это мыслительный процесс, который используется для формирования творческий идей путем исследования многих возможностей.
Вместо очевидных шагов и движения по прямой линии человек оценивает разные аспекты ситуации, приходит к другим результатам. Дивергентное мышление поощряет поиск и рассмотрение новых и нестандартных способов, новых и нестандартных возможностей, новых и нестандартных идей и/или новых и нестандартных решений.
1.2 Задействуйте правое полушарие мозга. Левая сторона мозга отвечает за логику, аналитические способности и контроль, тогда как правое полушарие служит источником творчества, интуиции и проявления эмоций.
Оно имеет ключевое значение для дивергентного мышления и творческого подхода к решению проблем. Дивергентное мышление имеет спонтанный, свободный, нелинейный характер.
При этом используется широкий, нетрадиционный и нестандартный подход.
1.3 Избегайте стандартных способов решения проблем, которым нас учат в школе. Творческий подход также необходим для решения задач, но в школе нам этого не прививают.
Вместо этого используется линейное конвергентное мышление (например, тесты с несколькими вариантами ответов). Дивергентное мышление решает проблемы иначе, поскольку имеет четыре основных характеристики:
Беглость – способность быстро формулировать несколько идей и решений;
Гибкость – способность одновременно обдумывать различные способы решения проблемы;
Самобытность – способность формулировать идеи, которые не приходят в голову другим;
Проработка – способность не только обдумывать детали идеи, но и находить ее воплощение.
2. Как стимулировать дивергентное мышление
2.1 Научитесь думать и медитировать. Рассмотрите свои способы познания, а затем разработайте новые шаблоны.
После завершения обдумайте этот процесс. Теоретические идеи следует связать с жизненным опытом и знаниями, полученными эмпирическим путем в прошлом.
2.2 Заставьте себя увидеть непривычные точки зрения. Продолжайте, даже если это покажется вам глупостью. Например, представьте жизнь в виде банкетного стола, а себя в качестве одного из блюд.
Теперь оцените стол с точки зрения разных гостей.
Что они ожидают увидеть на столе?
Отсутствие какого-то блюда может их расстроить?
На столе присутствуют абсурдные вещи вроде фена?
Как можно сделать присутствующие блюда более аппетитными или, наоборот, отталкивающими?
Принимая вызов воображения, ваш мозг начнет привыкать к новым схемам мышления и вам станет проще генерировать новые идеи.
2.3 Научитесь задавать вопросы. Дивергентное мышление – это не столько поиск ответов, сколько умение задавать правильные вопросы, чтобы получить нужные ответы. Так вам будет проще найти искомое.
Самое сложное – правильно сформулировать вопрос.
Задавайте как можно больше конкретных вопросов, исследующих различные аспекты предмета, чтобы повысить свои шансы на успех.
Упрощайте сложные темы, разбивая их на более простые составляющие. Для каждого аспекта найдите свой вопрос А что, если?.
3. Как отрабатывать методы дивергентного мышления
3.1 Решайте проблемы методом мозгового штурма. Это способ напластования идей.
Одна идея порождает другую, которая порождает еще одну идею, и так до тех пор, пока список случайных идей не приобретет творческий и неорганизованный вид. Если вы практикуете этот метод в группе людей, то разрешите всем говорить свободно. Не ищите практического решения.
Вместо этого начните собирать идеи, которые имеют хоть малейшее отношение к проблеме.
Все идеи записываются и не критикуются.
После того как перечень идей будет составлен, можно вернуться и пересмотреть их ценность.
3.2 Ведите дневник. Используя дневник, вы сможете немедленно записывать спонтанные идеи, которые обычно приходят в голову в необычных местах и в необычное время.
Такие идеи может записывать один из участников коллективного мозгового штурма. Позднее ваш дневник или журнал может стать сборником идей, которые можно дополнительно организовать и развить.
3.3 Свободное письмо. Сосредоточьтесь на одной конкретной теме и пишите о ней в течение непродолжительного периода времени.
Записывайте все, что приходит вам в голову, если это касается данной темы. Не обращайте внимание на правописание и пунктуацию. Просто пишите. Позже вы сможете организовать, исправить и пересмотреть свой текст.
Задача в том, чтобы взять конкретную тему и развить несколько разных мыслей за короткий период времени.
3.4 Создайте наглядное представление темы или схему связей. Представьте идеи вашего мозгового штурма в виде наглядной карты или рисунка. Не забудьте указать связи между идеями.
Например, можно выбрать тему “Как начать собственный бизнес”.
Напишите Как начать бизнес по центру листа бумаги и обведите в кружок.
Допустим, что вы определились с четырьмя категориями, к которым относятся: товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники.
Итак, нужно прочертить четыре линии для каждой категории от круга с главной темой. Сейчас ваша схема будет похожа на детское изображение солнца.
На концах каждой из четырех линий нарисуйте круг и впишите в них все четыре категории (товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники).
Предположим, что каждую категорию вы разделили еще на два подпункта. Например, категория товары/услуги будет включать одежду и обувь, а категория финансирование будет состоять из займов и сбережений.
Теперь начертите по две линии от каждого круга категории, чтобы получились маленькие солнца с двумя лучами.
На концах каждой из линий (или лучей) нарисуйте меньший круг и впишите в них ваши подпункты. Например, для категории товары/услуги впишите одежда в круг первого подпункта и обувь – в круг второго.
Для категории финансирование впишите заем в круг первого подпункта и сбережения – в круг второго.
После завершения такую карту можно использовать для дальнейшего развития темы. Этот шаблон сочетает дивергентное и конвергентное мышление.
3.5 Расположите идеи в оригинальном порядке. Для оптимальных результатов нужно задействовать дивергентное и конвергентное мышление.
Оба типа мышления играют важную роль в процессе поиска решений. Дивергентное мышление отвечает за творческий подход, а конвергентное мышление анализирует и оценивает творческие идеи, отделяя зерна от плевел.