Истоки и идеи просвещения
На рубеже XVII-XVIII вв. в Европе сложилось новое идейное течение — Просвещение. Его появление было подготовлено изменениями в условиях жизни, которые происходили под влиянием развития капитализма, естественно-научного переворота и распространения рационализма — веры в безграничные возможности человеческого разума.
XVIII век вошел в историю как эпоха Просвещения — время изменений и обновления. Изменения затрагивали не какую-то одну, а разные сферы жизни — религию и политику, образование и воспитание, культуру и искусство, науку и технику.
Идеалами Просвещения стали мир, ненасилие, веротерпимость, критическое отношение к авторитетам (вольнодумство), свобода, благосостояние и счастье людей. Такие идеи распространились не только в Европе, но и в Новом Свете, приобрели интернациональный характер.
В каждой стране Просвещение сохраняло свои особенности.
По сравнению с неспокойным, наполненным войнами XVII в., эпоха Просвещения была отмечена определенной политической стабильностью, ростом экономики, улучшением бытовых условий, культурными достижениями. Эти позитивные сдвиги позволяли надеяться: жизнь человека можно изменить к лучшему.
Мыслители той эпохи — просветители — верили в «естественный свет разума». По их мнению, человек, как существо разумное, призван перестроить общество на разумных началах, стоит лишь использовать заложенные в каждом способности.
Для этого людей необходимо воспитывать и просвещать, а в обществе распространять полезные знания и научные открытия. XVIII век европейской истории не случайно называют «эпохой разума».
Вера в силу знаний, в достижения науки и техники дала толчок для возникновения идеи прогресса — неуклонного продвижения человечества вперед.
Заметным явлением истории Европы XVIII в. стало масонство (от франц. «свободный каменщик») — религиозно-этическое движение, которое зародилось и оформилось в начале века в Англии. Свое название, организацию (масонские ложи), устав и символы масоны позаимствовали из Средневековья — от цеховых мастеров и духовно-рыцарских орденов.
Наивысшей целью «каменщиков» было создание тайной мировой организации, которая объединила бы человечество в мирном братском союзе. Орудиями при этом должны были стать наука и разум.
Главные идеи Просвещения родились в Англии. В XVII в. она заметно опередила большинство европейских стран в историческом развитии и стала своеобразным образцом общественного прогресса.
Основы английского Просвещения заложил выдающийся мыслитель Джон Локк (1632-1704). Он утверждал, что при рождении все люди созданы равными и потому имеют естественные права на жизнь, свободу и собственность.
Для обеспечения и защиты этих прав люди добровольно заключают между собой общественный договор, служащий основой для создания государства и возникновения государственной власти. В случае нарушения государственной властью общественного договора и посягательств с ее стороны на личную свободу и собственность подданных, народ имеет законное право сменить такую власть.
Локк задумывался над тем, как избежать чрезмерного усиления государственной власти. Так возникла идея о ее разделе: законодательная власть должна была находиться у представительского органа — парламента, а исполнительная — у монарха и правительства.
Особую роль Локк отводил соблюдению принципа законности. Он утверждал, что «ни для одного человека, находящего в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».
Британия — родина промышленного переворота — подарила миру также экономическую науку. Ее отец, Адам Смит (1723-1790), считал труд источником богатства, а человека — основой общества.
Ученый ввел понятие «невидимая рука рынка»: отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от ее воли и сознания, способствует достижению экономической выгоды и пользы для всего общества. В своем самом известном труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» ученый распространил объективные законы природы на экономику, настаивая на важности разделения труда и существовании частной собственности.
Теория А. Смита оказала влияние на экономическую политику большинства государств.