Французское просвещение

Самый многочисленный круг талантливых просветителей сложился во Франции. Благодаря им страна превратилась в центр европейской интеллектуальной жизни. Отсюда дух Просвещения распространился по всей Европе.

Одним из основателей французского Просвещения был Шарль Монтескьё (1689-1755). Он критиковал французский абсолютизм и с уважением относился к английской конституционной монархии.

Вслед за Локком Монтескьё развивал теорию разделения власти. В произведении «О духе законов» он первым высказался о необходимости разграничить законодательную (парламент), исполнительную (монархия) и судебную формы власти для того, чтобы каждая из них могла реально служить противовесом другой.

Этот принцип Монтескьё считал решающим в деле обеспечения законности.

Самая заметная фигура французского Просвещения — Мари Франсуа Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694-1778). Разносторонне талантливый человек, он был философом, историком, писателем.

Годы, проведенные в Англии, укрепили приверженность Вольтера к политической свободе и религиозной терпимости. Осуждая могущество и богатство католической церкви, Вольтер считал религию опорой морали, необходимой для общества, но одновременно решительно выступал за свободу вероисповедания и прославлял идею веротерпимости.

Вольтер никогда не оставался равнодушным к несправедливости. Широкую популярность приобрели его публичные выступления в защиту невинно осужденных.

Он вызывал уважение у многих европейских монархов. Российская императрица Екатерина II и прусский король

Фридрих II, стремясь выглядеть «просвещенными правителями», переписывались с Вольтером. Его влияние на современников было настолько сильным, что XVIII в. и теперь нередко называют «эпохой Вольтера».

Новый этап в развитии французского Просвещения связан с именем Жан-Жака Руссо (1712-1778). Он разделял общую идею просветителей о том, что природа — огромная гармоничная система, а человек — ее составная часть.

Но в отличие от них Руссо был убежден: люди сами разрушили это «естественное состояние», окружив себя разными учреждениями, создание которых противоречит закону природы.

Мыслитель не признавал позитивных последствий прогресса и призывал вернуться к жизни на лоне природы. Его идеал — это тихое и размеренное деревенское существование с ежедневным трудом, незатейливым бытом и досугом.

Тот, кто вырос в таких условиях, сам способен решить, чему учиться. Воспитание в понимании Руссо — это развитие способностей и задатков ребенка, отсутствие любого насилия над ним.

Руссо не просто противопоставлял природу и цивилизацию, но утверждал, что развитие науки и искусства портит общество. Это вызывало возмущение в среде просветителей и едкую критику со стороны Вольтера.

Свой взгляд имел Руссо и на государственную власть. Наиболее совершенным ему казалось общество, основанное на договоре всех граждан.

Предполагалось, что это будет государство свободных и объединенных в мощный коллектив равных людей — республику.

XVIII в. Жан-Жак Руссо. Из трактата «О происхождении и причинах неравенства среди людей».

Первый, кто, оградив участок земли, сказал: «Это земля моя» — и нашел людей, достаточно наивных, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества. От скольких несчастий и ужасов избавил бы род людской тот, кто крикнул бы, вырывая колья и засыпая рвы: «Берегитесь, не слушайте этого обманщика!

Вы погибнете, если забудете, что плоды земли принадлежат всем, а земля — никому».

19 Век Просвещения


Также можно почитать…

Читайте также: