Искусство раннего возрождения (джотто и донателло)
Переворот в изобразительном искусстве был связан с именем флорентийского художника Джотто. Его картины — это уже не изображение разобщенных персонажей, характерное для средневековых живописцев, а связный рассказ на библейскую тему.
Вместо условного золотого фона романских фресок и мозаик Джотто помещал своих героев в реальный земной пейзаж. Фигуры его святых приобретают объем и естественность и не парят в воздухе, а изображаются твердо стоящими на земле.
Евангельские персонажи Джотто были написаны им с реальных людей и поражали современников своей реалистичностью.
Самой знаменитой работой Джотто стала фреска «Поцелуй Иуды». В ней художник выразил свое отношение к предательству, противопоставив прекрасному и благородному облику Христа отталкивающую фигуру и уродливое лицо Иуды.
Порок и добродетель в его картине приобрели черты реальных земных людей.
Крупнейшим скульптором раннего Возрождения был Донателло. До него средневековая скульптура не была самостоятельным произведением искусства, а являлась лишь частью целого — деталью собора или рельефной композиции.
Лишь в творчестве Донателло скульптура приобрела самостоятельное значение. Своим работам мастер стремился придать портретное сходство с реальными людьми.
Одной из лучших его работ стала бронзовая фигура Давида.
Искусство раннего Возрождения заложило основы новой европейской культуры. На смену средневековому мировоззрению, основанному на христианских заповедях с их возвышенными идеалами, приходят идеалы более понятные простому человеку.