Искусство готики

Расцвет городов и накопление богатств позволили людям думать не только о прочности и долговечности, но и о красоте построек. С середины XIII века мощные, приземистые здания мрачноватого романского стиля сменяются более высокими и светлыми готическими соборами.

Их ажурные башни и башенки, суживающиеся кверху шпили казались невесомыми и напоминали каменные кружева, устремленные в небо. Готический собор, облитый лучами яркого солнца, казался языком взметнувшегося вверх пламени.

Но в еще большее изумление и благоговение готический собор приводил человека, переступившего его порог. Вместо таинственного полумрака романского храма, верующего встречал поток солнечного света, льющегося через разноцветные стекла огромных витражей.

Это был новый, своеобразный вид живописи, в котором изображение составлялось из отдельных кусочков цветного стекла, соединенных свинцовыми полосками.

Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора мягким светом самых разных оттенков. Человек, вошедший в собор с грязной, залитой помоями средневековой улицы, попадал в сказку.

Он видел сияющие краски живописи, блеск золота и серебра церковной утвари, позолоту резных украшений, строй высоких каменных колонн. И везде — на лицах вошедших, на стенах и плитах пола — яркие разноцветные блики света от витражей.

Все создавало эффект необычайной силы. Казалось, «царствие небесное» начинается прямо здесь.

Молящиеся в соборе настраивались на особый, возвышенный лад. Это ощущение подчеркивали и взметнувшиеся высоко вверх колонны.

Стрельчатые, словно уходящие в небо арки сменили полукруглые массивные арки, поддерживающие свод романского храма.

Изнутри, как и снаружи, пронизанное светом здание казалось легким и устремленным в заоблачную высь. Сама архитектура настраивала человека на сопричастность божественному.

Пение хора и музыка во время богослужения дополняли эту картину, повергая верующих в молитвенный экстаз и вызывая слезы наиболее впечатлительных прихожан.

Замена глухих стен гигантскими окнами привела почти к полному исчезновению фресок из готических соборов. Их заменили витражи.

Убранство собора дополнялось сотнями и тысячами статуй и рельефов, украшавших фасады, башни и даже крыши соборов. Изображения Христа, Девы Марии, ангелов и святых заполняли ниши внутренних стен.

По сравнению с романской, скульптура стала более жизненной и реалистичной.

Искусство готики


Также можно почитать…

Читайте также: