Икона «сретение» из кашинского иконостаса и фреска джотто «принесение во храм» (описание)
Сретение (т. е. встреча) — один из самых торжественных христианских праздников, отмечаемых церковью на сороковой день после Рождества Христова. В произведениях искусства сюжет Сретения начали изображать очень рано.
Византийское искусство выработало канон, позволяющий в живописи передавать главные черты события. Строго следуя ему, древнерусские художники в то же время привносили в этот сюжет своё понимание.
Обратимся к «Сретению» из Кашинского иконостаса. Неизвестный мастер тверской школы живописи по-своему раскрыл суть евангельского повествования.
В торжественной процессии, подчиняясь единому ритму, шествуют Богоматерь с младенцем на руках, Анна, поднявшая в пророческом жесте руку, и Иосиф, несущий в клетке двух белых горлиц.
Посмотрите, как удаётся художнику передать внутренний трепет юной Марии, значительность и убеждённость вдохновенной Анны, скромность Иосифа. Их одежды вишнёвого, тёмно-зелёного и охристого цветов спокойны и неярки.
Но как неожиданно звучит на их тёмном фоне ослепительно-белый цвет рубашечки младенца Христа! А его не по-детски осмысленный, серьёзный взгляд?!
Это его, Иисуса, в низком, длящемся поклоне встречает старец Симеон. Сходя навстречу Христу со ступеней высокой лестницы храма, он протягивает к младенцу руки, покровенные (т. е. покрытые) одеждами.
Покровенные одежды — образ-символ почтения, уважения и благоговения, хорошо известный в традициях русской живописи. Симеон молитвенно и бережно принимает ребёнка как великую святыню. Да, действительно, не берёт младенца, а именно принимает.
И это высокое приятие, несущее одновременно славу и горе, чрезвычайно тихо, торжественно и деликатно. Оно вызывает ощущение удивительной тишины, гармонии и покоя.
Лишь верхушки деревьев, едва колеблемые ветром, напоминают о грядущих драматических событиях.
А вот ещё одно замечательное произведение — фреска «Принесение во храм» в церкви Капелла дель Арена в Падуе итальянского художника Джотто. У алтаря — старец Симеон, держащий на руках младенца Иисуса.
Он произносит пророчества об «оружии, которое пройдёт в душу матери ребёнка». Младенец тянется маленькими ручонками к совсем ещё юной Марии.
Как спокоен его ясный взор, устремлённый вдаль! Иосиф с парой голубей в руках и Анна-пророчица, стоящие позади Марии, с глубоким волнением наблюдают за происходящим. Их напряжённость и некоторая тревога в жестах Марии говорят о скорбных переживаниях Богоматери.
Слетающий к ней архангел повелительным жестом возвещает о необходимости спасать младенца от опасности: в ближайшее время предстоит бегство в Египет.