Игры, интеллект, работа и отношения

Эксперт в области психологии игр изучил более шести тысяч историй самых разных людей. Что необходимо для нашего здоровья, хорошего самочувствия, социального развития, интеллекта, креативности, создания инноваций и способности решать проблемы?

Стюарт Браун, ведущий эксперт в области психологии игр, изучил более шести тысяч историй самых разных людей — от серийных убийц до нобелевских лауреатов. И пришел к выводу, что игры жизненно необходимы для нашего здоровья, хорошего самочувствия, социального развития, интеллекта, креативности, создания инноваций и способности решать проблемы. Вот лишь несколько любопытных фактов из его книги «Игра»:

Игра и животные

В животном царстве игра — распространенное явление. Ее можно наблюдать очень часто, особенно у социальных млекопитающих и умных птиц.

Это необходимый элемент взросления. Но некоторые животные играют, уже став взрослыми. Взрослых воронов видели съезжающими на спине по снежному склону — потом они взлетали вверх и скатывались снова.

Бизоны разбегаются и с восторженным ревом скользят четырьмя копытами по поверхности замерзшего озера. Бегемоты снова и снова делают обратное сальто в воде.

Тщательно фиксируя игровое поведение гризли на Аляске более пятнадцати лет, ученые обнаружили, что самые игривые медведи выживают лучше других. И это несмотря на факт, что игра отнимает время, внимание и энергию от других видов деятельности, которые на первый взгляд более важны для выживания, — например от поиска еды.

Игра и мозг

Животные, которые много играют, быстро учатся ориентироваться в мире и адаптироваться к нему. Короче говоря, они умнее.

Нейрофизиологи Серджио Пеллис и Эндрю Иванюк и биолог Джон Нельсон сообщают, что между размером мозга и игривостью млекопитающих есть сильная положительная связь.

В своем исследовании игр у животных, самом обширном из когда-либо опубликованных, они представили в виде таблиц игровое поведение пятнадцати видов млекопитающих — от собак до дельфинов. Ученые обнаружили, что, если сделать поправку на размер тела, виды с бoльшим относительным размером мозга играют часто, а виды с меньшим — реже.

Игра, кошки и социум

Согласно одной влиятельной теории, игра — это просто тренировка навыков, необходимых в будущем. То есть когда животные игриво дерутся, они готовятся к настоящим дракам и охоте.

Но оказывается, что и те кошки, которые не участвовали в игровых потасовках, вполне могут охотиться. Чего они не умеют, так это успешно взаимодействовать с другими в социуме — и не способны этому научиться.

Если у кошки или другого социального млекопитающего, например крысы, был серьезный недостаток игр, животное не сможет четко отличать друга от врага, будет неправильно понимать социальные сигналы и либо станет действовать агрессивно, либо откажется от нормальных социальных контактов. Взаимодействуя с другими в шутливой потасовке, кошки учатся воспринимать эмоциональное состояние другого и соответствующе реагировать.

Игра и ангедония

В детстве мы нуждаемся в игре для быстрого развития мозга. У взрослых мозг развивается не так быстро и влечение к игре может быть не таким сильным, поэтому недолго мы можем прекрасно обойтись без нее.

Но если ее нет долго, наше настроение портится.

Мы теряем чувство оптимизма и переживаем ангедонию — неспособность получать удовольствие. Существуют клинические подтверждения существования дефицита игры, симптомы которого весьма похожи на хорошо описанный недостаток сна.

Игра и работа

Работа, которая приносит нам максимальное удовлетворение, почти всегда воссоздает и продолжает детскую игру. Самые умелые и искусные инженеры в детстве много чего делали своими руками: разбирали часы и фотокамеры, строили крепости и собирали аудиосистемы.

Во взрослом возрасте они стали хорошими инженерами не потому, что много тренировались на часах. Просто их работа в какой-то степени осталась тем же делом, каким они занимались исключительно ради удовольствия.

Они до сих пор играют.

Игра и педагогика

Способность к обучению усиливается игрой, и многие учителя об этом знают — вот почему в классе ролевую игру или симуляцию часто используют, чтобы обучить трудному или скучному на первый взгляд предмету. Если заставлять детей запоминать даты и имена, история покажется им скучной, но разрешите им сыграть в «Дипломатию» или представить, что они живут на фронтире в колониальные времена, — и история оживает.

Такие методы порой критикуют, утверждая, что подобным образом учителя просто развлекают школьников, но что в этом плохого? Главное, что урок усваивается лучше, чем при других методах.

Игра — не враг обучения, а его партнер. Игра подобна удобрению для роста мозга.

Не использовать ее — безумие.

Игра и любовь

Игра может стать мощным любовным зельем. Она освежает, потому что дарит юмор, наслаждение новизной, способность легко относиться к противоречиям этого мира, радость рассказывать друг другу истории и возможность включить воображение и фантазию.

Поддерживая это взаимодействие, мы создаем условия для естественного формирования связи с другим человеком и глубоких отношений.

На каком-то уровне мы все это знаем. Именно поэтому свидания обычно строятся вокруг игровых ситуаций.

Беседы за ужином, поход в кино или поездка за город обеспечивают людям ритуальное пространство, в котором можно узнать друг друга.

Еще игра подчеркивает привлекательность. Нейробиологам хорошо известно, что некоторый риск (один из ключевых элементов игры) может разжечь пламя любви, поэтому посещение аттракционов (или поездка на мотоцикле) тоже относится к популярным занятиям для свиданий.

Игра и креативность

Креативность — источник любого роста, новых продуктов, новых технологий, новых услуг и новых решений для старых проблем. Какое отношение к этому имеет игра? Ведь мать изобретений — необходимость, разве не так?

Ответ на этот вопрос — отрицательный.

Необходимость только обеспечивает пространство для изобретений и инноваций. Мать изобретений — игра.

Игра часто идет в воображаемом мире, однако сохраняет прочный контакт с реальностью.

Игра способствует смешиванию фантазии с реальностью. В итоге то, что создают творческие люди, сдвигает тектонические плиты нашего мира и меняет наши способы мыслить и действовать.

Мир без игры

Жизнь без игры — это жизнь без книг, фильмов, музыки, драмы. Представьте мир, в котором никто не мечтает, не шутит и не иронизирует. Это довольно мрачное место. Игра — то, что поднимает людей над прозой жизни.

Ее можно сравнить с кислородом — она повсюду, но чаще всего ее не замечают или не ценят, пока не лишатся.

Мы сформированы игрой и с ее помощью развиваемся и приспосабливаемся к переменам. Она способна содействовать инновациям и обеспечить нам многомиллиардные состояния.

Но в конечном счете самый важный аспект игры — в том, что она позволяет найти глубинную связь с лучшим и в нас, и в других людях.

По материалам книги «Игра».

График работы на заводе, отношение, знание языка и др. — Сергей


Также можно почитать…

Читайте также: