Хозяйственная и повседневная жизнь в древнем китае
Со II в. н. э. начинается быстрое прикрепление крестьян к земле. Крестьянские хозяйства стали производить всё необходимое для себя сами. Отпадает потребность в товарообмене между поселками.
Это привело к почти полному прекращению торговли на всей территории государства Хань. Из обращения изымают деньги, в которых теперь не было надобности.
Фактически происходило зарождение феодальных отношений. В Китае этот процесс начался на много веков раньше, чем в Европе.
Феодальные отношения — новые общественные отношения, которые предусматривали эксплуатацию не рабов, а зависимых крестьян.
В это время возникает обычай подписания мирных соглашений «о мире и родстве». В 162 г. н. э. был заключён договор, который провозглашал Хань и Сюнну равноправными соседними государствами.
Есть два основных типа отношений между государствами, которые характеризуют древнекитайскую цивилизацию. Первый тип («диго») — равноправие государств, которое обеспечено «клятвенными договорами» (мен), заключенными перед духами. Второй тип — наличие заложников.
Это обычная форма отношений Ханьской империи с соседними странами. Заложники были своего рода гарантами того, что страна, где их захватили, полностью подчиняется императору.
В конце II в. н. э. империю потрясло восстание «жёлтых повязок». Повстанцы выступали против несправедливых порядков «Синего неба» (символ империи Хань).
Жёлтые повязки символизировали «Жёлтое небо» — государство всеобщего благоденствия. Стотысячное войско повстанцев несколько лет воевало с императорской армией.
Восстание было подавлено, но силы империи Хань также были на исходе.
В 220 г. Ханьская империя распалась на три новых царства, в которых стали развиваться феодальные порядки. Китай погряз в пучине междоусобиц. За власть боролись три государства: Вей — на севере; Шу — на юго-западе; У — в низовьях Янцзы.
Поэтому этот период назван «Три царства» Победителем в этой борьбе вышла новая династия Цзинь — Западная Цзинь (265-316 гг.).
В ханьский период истории Китая существовал ритуал приёма послов, целью которого было подчинить человека императору. Ханьские же послы, как представители Сына Неба, не могли допустить унижения.
Так, посол Чжен Чжуна был послан в Сюнну в 165 г. для подписания союза. Их правитель «принуждал ханьского посла поклониться ему.
В ответ Чжен Чжун выхватил меч и поклялся скорее себя убить, чем поклониться перед шаньюем».