Фрески «троица» феофана грека и андрея рублева (описание)

Древнерусское искусство, унаследовавшее каноны написания Ветхозаветной Троицы от Византии, создало образы огромной художественной глубины и духовной силы.

Среди них заметное место принадлежит фреске Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.

Перед нами три ангела, сидящие за нехитрой трапезой. Один из них, изображённый в центре, как бы осеняет двух других ангелов, сидящих по сторонам.

Средний ангел отличается величием и силой. На нимбе, что окружает его голову, знаки — три греческие буквы, говорящие всем, кто смотрит на изображение: «Это само Божество, Бог Сын».

Ангелы слева и справа занимают как бы подчинённое положение.

Под сенью широко распростёртых мощных крыл они покорно и смиренно склонили свои головы перед высшим Божеством. Они слуги, исполнители его воли.

Подобное изображение не противоречило каноническому пониманию библейской легенды. В своей фреске Феофан Грек ещё раз говорил людям о необходимости подчиняться Провидению, учил молчаливой покорности судьбе.

Иной смысл вложил в этот сюжет Андрей Рублёв в знаменитой «Троице». Не иллюстрацию события, рассказанного в Библии, не внешнее действие в его бытовых подробностях пишет художник, а глубочайшее по мысли произведение, в котором воплощает идею, близкую и понятную не только современникам, но и последующим поколениям.

Три лица, три ангела… Но Бог един… Как осознать это человеку?

Это так же трудно, как понять идею о бесконечности пространства или вечности бытия. Создавая икону, Андрей Рублёв знал: в ней ничего не будет отвлекать от главного.

Он оставил лишь самые необходимые приметы библейской легенды: дом Авраама слева, Мамврийское древо, гору, чашу — знак жертвы Авраама. Не станет художник изображать подробности гостеприимства Авраама, его домашние и обыденные хлопоты.

Он покажет Троицу — образ единства и жертвенной любви.

Светится золотом образ вечного, несотворенного света, сияют нимбы вокруг голов ангелов. В руках каждого из них — посох странника (знак силы).

Они склонили свои головы, а крылья, соприкасаясь друг с другом в лёгких волнообразных движениях, как бы перетекают одно в другое.

Чем заняты три крылатых юноши? Вкушают поднесённую им пищу?.. А может быть, просто ведут тихую беседу?

Один повелительно говорит, другой покорно внимает, а третий смиренно, в знак согласия, склоняет голову. Несомненно, здесь есть и то и другое.

Вглядитесь в их лица. Они нераздельны и едины, но у каждого из ангелов своё действие, своё бытие, своё предназначение.

Левый ангел — образ Отца, Творца мира. Его волей была создана Вселенная, а потому позади него изображены не просто палаты Авраама, а Дом, Храм Вселенной.

Его лицу придана большая твёрдость и воля.

Средний ангел обращён к правому, но его слегка наклонённая голова повёрнута к Отцу. Это Сын, тот, кому предстоит воплотиться в человеческом образе Христа и жертвенной смертью искупить грехи людские.

Его легко можно узнать по багряному хитону с широкой полосой (клавом) на плече. Этим царственным знаком в живописи обозначалась только одежда Иисуса Христа.

В его задумчивом облике — любовь к человеку, согласие на то, чтобы стать спасительной жертвой, решимость принять грядущие страдания. За его спиной — древо, символическое напоминание о древе крестном, рука, благословляющая чашу, опущена — образ страдания и смерти.

С отблеском тихой печали на лице изображён третий ангел — Дух-Утешитель. Возвышающаяся за ним гора — символ восхождения Духа.

Все три ангела воспринимаются как образ мирового устройства, символ Добра, Жертвенности и Любви. Позднее исследователи «Троицы» Андрея Рублёва назовут её «призывом к национальному единству русского народа», но истинный смысл произведения гораздо шире и глубже.

Это творение художника — яркий итог всей его жизни.

Монтаж фрески Affresco


Также можно почитать…

Читайте также: