Фрески микеланджело «грехопадение и изгнание из рая» и т. мазаччо «изгнание адама и евы из рая» (описание)
Художественным продолжением библейских событий является прекрасное творение Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». В одной фреске автор изображает два разновременных эпизода.
Центр композиции — древо познания — делит картину на две части. Между райским деревом и изгнанниками, словно бездна, зияет безбрежная пустота.
Слева, в густой тени дерева, запечатлены Адам и Ева в последний миг безмятежного счастья в раю. Тихим покоем полны их прекрасные лица и тела. Особенно хороша Ева, образ которой считается одним из самых пленительных женских образов в творчестве Микеланджело.
Спокойно протягивает она руку, чтобы взять роковое яблоко. Адам же, сгорая от нетерпения, спешит поскорее сорвать запретный плод. В центре картины — фигуры ангела и женщины-змеи, обвившейся вокруг ствола.
Кажется, что они буквально вырастают из дерева.
В правой части фрески — изгоняемые из рая Адам и Ева, уходящие в пустынный и неприветливый мир.
Что ждёт их там?.. Преждевременно состарившаяся и согбенная Ева лишена прежней красоты и очарования. В отличие от неё, Адам принимает удары судьбы более стойко. Он преисполнен решимости защитить подругу от карающего меча ангела, указывающего скорбный путь изгнания.
Не боль унижения, а глубокий внутренний протест передал художник в фигуре Адама. Именно это было новым и необычным в трактовке библейской сцены грехопадения.
Иначе были прочитаны эти страницы Библии итальянским художником Томмазо Мазаччо. Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая» полна драматизма. Адам и Ева, изгнанные из рая, идут, охваченные безысходным отчаянием.
Ева не просто плачет, она рыдает, стыдливо стараясь скрыть наготу. Адам в исступлении закрывает лицо руками.
Мир для них раскололся надвое. Любовь, добро и свет — всё осталось в прошлом. Теперь их, покорных судьбе, преследуют ненависть, зло и тьма. Драматизм сцены усиливается фигурой парящего ангела с занесённым над их головами мечом — символом возмездия за грехи.
В отличие от фрески Микеланджело, Адам и Ева покидают этот мир в страшном отчаянии, униженными и посрамлёнными. Врата в рай для них закрылись навсегда…
Ветхозаветная история о сотворении мира оживает и в произведениях мировой литературы. В поэме английского писателя Джона Мильтона «Потерянный рай» (1667) в поэтической форме воспроизведена библейская легенда о жизни первых людей, их грехопадении и изгнании из рая.
Автор рисует величественную картину сотворения мира.