Библейский сюжет «рождество христово» в искусстве разных эпох
В холодную пору, в местности, привычной скорей
к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем
к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти…
И. А. Бродский
Царь Ирод, наместник римского императора Августа, повелел провести всенародную перепись населения, чтобы узнать точное число людей, живущих на завоёванных римлянами землях. Каждый житель должен был прийти в город своих предков для переписи.
Толпы израильского народа потянулись в Вифлеем, город Давида. В их числе были Иосиф, происходивший из рода Давида, и его жена Мария.
Им предстоял нелёгкий путь из Назарета через всю страну с севера на юг, по горным местностям и через пустыню.
Мария, ожидавшая ребёнка, была сильно измучена утомительной и долгой дорогой. И вот, наконец, поздно вечером они пришли в Вифлеем.
Там было уже столько народа, что нигде не осталось места для ночлега. Мария и Иосиф укрылись в вертепе (одной из пещер), куда во время ненастья пастухи загоняли свои стада.
Всё было там убого, скудно, просто;Ночь; душный хлев; тяжёлый храп быка…В. Ф. Ходасевич. «Мечта моя!
Из Вифлеемской дали…»
Вдруг произошло нечто странное: остановился небесный свод, животные перестали жевать, пастухи замерли. Всё оцепенело.
Только высоко в небе горела яркая Вифлеемская звезда, предвещавшая рождение Сына Божьего, Иисуса Христа. Спеленала Мария первенца и положила в ясли (ящик для корма скота).
Они и стали первой колыбелькой младенца.
Трудно найти в мировом искусстве сюжет более распространённый, чем рождение Христа. Слишком велико и значительно было это событие в жизни людей, не случайно именно от него человечество ведёт отсчёт новой эры (н. э.).
Событие это вобрало в себя, по словам поэта Б. Л. Пастернака, «все мысли веков, все мечты, все миры». Оно предстаёт перед нами в мозаиках и фресках, иконах и картинах, в скульптуре, поэзии, музыке и книжной миниатюре.
Но как по-разному видели этот сюжет художники!
Конечно, в его художественном воплощении было нечто общее, объединявшее все произведения. Основой для каждого были евангельские рассказы Матфея и Луки и несколько преданий, уходящих корнями в глубокую древность.
Ещё первые христиане, гонимые римскими наместниками, изображали Рождество Христово на стенах катакомб, в одной из которых сохранилась фреска III в. — первое произведение, запечатлевшее это знаменательное событие. С IV в. в связи с распространением христианства этот сюжет становится излюбленным и наиболее популярным.
Многие детали (ясли с младенцем, три волхва, осёл и вол, заглядывающие в ясли) почти всегда будут присутствовать в произведениях искусства.
Название картины Рембрандта «Святое семейство» настраивает нас на восприятие священного таинства. Между тем автор явно стремится воссоздать в ней будничную атмосферу: Иосиф занят своим привычным делом, а Мария заботливо присматривает за спящим ребёнком…
Ощущения фантастичности происходящего автор добивается за счёт использования световой моделировки фигур.
В эпоху Византии был выработан устойчивый канон, которому должен был строго следовать каждый художник. Именно его и унаследовало древнерусское искусство.
К сожалению, время не сохранило многих памятников древнерусской иконописи и фресковой живописи.
Эпоха Средневековья внесла новые элементы в изображение сюжета Рождества Христова. Волхвы из жрецов превратились в царей в праздничных одеждах с богатыми и щедрыми дарами.
Теперь их сопровождает многочисленная свита, а пастухи несут свои нехитрые подарки младенцу Иисусу. Сама же Дева Мария чаще изображается стоящей на коленях перед маленьким сыном, поклоняясь ему.
А вот в эпоху Возрождения художники переведут сюжет Рождества Христова в реальную действительность. Теперь местом действия станет не пещера, а некое строение, напоминающее хлев. Участников события будут наделять чертами современников, оденут по моде того времени.
Природа, служащая фоном, больше напоминает родные художнику пейзажи. И всё же это событие остаётся исполненным величественного смысла.
Никогда художники не сводили его к обычным житейским, бытовым сценам.