Зарождение политики просвещенного абсолютизма
Во второй половине XVIII в. абсолютизм с его неограниченной монархической властью клонился к упадку в Европе. Английская революция показала, что королевскую корону можно получить уже не «милостью Божьей», а милостью парламента.
Чтобы избежать этого, государи Австрии, Пруссии, России и некоторых других стран начали проводить политику, направленную на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма.
На взгляды этих монархов повлияли идеи Просвещения. Правителям нравилась мысль о державе во главе с образованным государем, который советуется с философами и преобразует общество на новых, разумных началах.
Они пошли на осуществление умеренных реформ, чтобы создать благоприятные условия для развития своих стран и одновременно укрепить собственные позиции. Новая государственная политика получила название просвещенного абсолютизма.
В разных странах политика просвещенного абсолютизма имела много общего. Правящие монархи активнее проводили политику меркантилизма.
Они заботились о состоянии образования, науки и искусства, делали первые попытки ограничить сословные привилегии и облегчить положение крестьян.
Более активную позицию (особенно в католических странах) заняли коронованные реформаторы по отношению к церкви, постепенно подчиняя ее государству. Было сокращено количество монастырей и проведена частичная секуляризация церковных земель.
Правители изгоняли иезуитов и присваивали огромные богатства их ордена. Постепенно в обществе утверждалась веротерпимость. Она стала основой религиозной политики просвещенных монархов.
Из судебной практики искоренялся ужасный пережиток Средневековья — пытки, прекращалась «охота на ведьм».
Вместе с тем на идею просветителей об общественном договоре монархи смотрели как на соглашение, по которому народ должен был полностью им подчиняться.