Зарождение эволюционных идей в человеческом обществе
Идея того, что жизнь на Земле и разнообразные её проявления — это результат исторического развития материи, неоднократно высказывалась ещё в глубокой древности. Тогда наука не существовала, а философы были только мудрецами, размышлявшими об устройстве мироздания.
В их произведениях, относящихся к концу II — началу I тысячелетия до н. э., можно найти мысли о том, что живое произошло от неживого, одни существа дают начало другим, и даже то, что люди произошли от обезьян. Именно тогда идея эволюционного происхождения живого, пусть даже и в очень примитивном виде, постоянно высказывалась в трудах мыслителей Древнего Востока (Индии, Китая, Месопотамии, Египта).
Позже похожие учения развивали античные философы Древней Греции.
В основе всех этих философских рассуждений лежит идея единства природы, согласно которой все тела и явления природы связаны друг с другом и происходят из неких материальных начал. Такими первоосновами одни мыслители древности считали воду, землю, огонь, воздух или их комбинацию, а другие — неделимые частицы вещества — атомы (от греч. атомос — неделимый).
Основоположник диалектического мышления древнегреческий философ Гераклит Эфесский (544 — 488 до н. э.), которому приписывают знаменитую фразу: «Всё течёт, всё изменяется: дважды мы не входим в одну и ту же реку», считал, что основой всего сущего является огонь — ведь это самое изменчивое из начал.
Древнегреческий философ Эмпедокл (ок. 490—430 до н.э.) выдвинул первую гипотезу происхождения разнообразия живых организмов и попытался объяснить целесообразность их строения с помощью идеи, напоминавшей идею естественного отбора.
Ход его мыслей был следующим. Вначале из почвы выросли отдельные органы, которые со временем начали соединяться, порождая разнообразные химеры. Многие из них вымерли, поскольку были неспособны даже передвигаться.
Некоторые выжили, стали полноценными организмами и дали потомство. С позиций современного человека эта гипотеза выглядит скорее сюжетом для фантастического романа, но следует учесть, что любая научная идея всегда отвечает тому уровню знаний, которое накопило человечество на момент её рождения.
Следующий этап развития эволюционных взглядов на живое пришёлся на XVII—XVIII вв., когда в биологические исследования были внедрены эксперименты, основанные на достижениях физики и химии. Этот период ознаменовался, прежде всего, достижениями в области анатомии, физиологии и эмбриологии (от греч. эмбрион — зародыш и логос — наука).
Именно тогда сформировалась идея единства плана строения организмов. Благодаря полученным данным, касающимся особенностей строения тела разных видов животных, стало очевидным, что животные делятся на группы, для каждой из которых характерен свой план строения (вспомните, что определяет план строения тела животных), а человек и другие млекопитающие имеют одинаково устроенные системы органов, функционирующие по единым принципам.