Вступите в сообщество ораторов
Не обязательно стремиться в высшую лигу ораторов наряду с Джоном Кеннеди, но нужно уметь говорить на публике в своем масштабе. Как быть хорошим оратором?
Создание репутации в своей среде – это часть задачи по созданию Я-бренда. Это означает использование практически любых возможностей для рассказа о себе. Отчасти это означает умение выступать перед как минимум несколькими людьми.
Не обязательно стремиться в высшую лигу ораторов наряду с Джоном Кеннеди, но нужно уметь говорить на публике в своем масштабе. Вот почему я от всей души советую присоединиться к ораторскому сообществу Toastmasters.
Вам не нужно обладать красноречием Рональда Рейгана или Джона Кеннеди.
Но мир Я-брендов – это… мир продавцов.
То есть хорошо подать себя очень важно. (Очень.)
Вот одна неплохая идея. Укротите свой (оч-ч-чень естественный!) страх перед публичными выступлениями. Несомненно, для этого можно использовать бесчисленное множество стратегий. Я верный поклонник ораторского сообщества Toastmasters International.
Их подход кажется мне чуть излишне структурированным, но это почти не раздражает. Это одна из лучших организаций взаимопомощи, благодаря которой сотни тысяч человек стали мастерски выступать на публике и рассказывать о себе.
Я никак не связан с Toastmasters. Совсем никак. Есть и другие варианты. Дело не в этом.
А вот в чем: вам не нужно становиться Великим мастером общения. Но было бы нечестно предположить, что в новом мире Я-брендов не потребуется больше внимания к навыкам самопрезентации, чем в прошлом. (То есть эти навыки оказываются на вес золота.)
«Правила ораторского искусства» от Тома
1. Вступите в ораторское сообщество Toastmasters International.
2. См. пункт 1.
3. Практикуйтесь.
4. Практикуйтесь. Найдите повод сказать несколько слов собравшимся на встрече жильцов своего района и т. д.
5. В качестве тренировки используйте работу добровольцем… Например, по привлечению средств… Помогайте церкви… Участвуйте в работе родительского комитета.
6. Нервничать – нормально. Я сам до сих пор нервничаю.
7. Не раскрывайте рта перед публикой, пока не будете убеждены в том, что хотите сказать. Увлеченность/доверие/забота – вот что вы продаете в качестве оратора/выступающего.
Независимо от предмета разговора.
8. Фокусируйтесь.
9. Фокусируйтесь.
10. Фокусируйтесь. Используйте стандартные листочки для заметок размером 5 на 7 или – еще лучше – 3 на 5 дюймов с тезисами выступления.
Чертовски отточите эти тезисы. Их должно быть не больше пяти… или даже меньше.
11. Практикуйтесь. На жене/муже. На близких. На друзьях. Детях. Таксистах. Собаке.
12. Не запоминайте. Не читайте по бумажке. Занудность убийственна.
13. Не рассказывайте анекдотов.
14. Будьте актуальны.
Связывайте свое выступление с каким-то событием, про которое пишут сегодняшние газеты.
15. Если пользуетесь какими-то аудиовизуальными средствами – пусть они будут простыми и ясными. Применять все потенциальные возможности PowerPoint с его привлекательными многоцветными диаграммами и графиками – это… ужасно. (Поверьте мне.)
16. Репетируйте.
Сведите количество основных идей до четырех-пяти… и сформулируйте их дома десятью разными способами.
17. Рассказывайте истории из жизни. Великий оратор = великий рассказчик. И точка.
18. Обратите внимание, как президент США приводит живые примеры во время ежегодного выступления в конгрессе.
Есть кто-то среди ваших слушателей, кого можно было бы похвалить? И чья история подчеркнула бы вашу мысль?
19. Пусть все ваши истории будут «из жизни».
Реальные люди (сотрудники компании, ее клиенты и подрядчики) занимаются реальными вещами.
20. Используйте простые, интересные раздаточные материалы, которые обобщают сказанное вами.
21. Постарайтесь не занимать оборонительную позицию. (Сказать это гораздо легче, чем сделать.) Вы пришли сюда, чтобы приобретать друзей и оказывать влияние на людей… а не для того, чтобы приобретать врагов или показывать свое интеллектуальное превосходство.
22. Никогда, никогда не говорите со слушателями свысока.
Оказывайте им пол-но-е уважение. Они этого заслужили. (Кем бы ни были.)
23. Решайте проблемы своих слушателей. В вашем предложении или заявлении должно звучать для них что-то… личное.
Великие специалисты по привлечению финансирования говорят, что они «помогают донорам делать прекрасные инвестиции в будущее, которые улучшают их самочувствие».
24. Поддерживайте визуальный контакт. (Это легче сказать, чем сделать.) Каждый момент времени вы говорите для одного человека. (Даже если слушателей тысячи.) Вы говорите лишь с одним-единственным человеком.
25. Ищите глазами тех, кто вас поддерживает. Они уже вас любят.
И их позитивные невербальные сигналы помогут вам успокоиться. (Поверьте мне. Это не мелочь.)
26. Забудьте о большинстве строгих правилах для ораторов.
Вам не нужно ни начинать с «остренького», чтобы привлечь внимание аудитории. Ни яркого финала.
Вам нужны лишь пять четких тезисов, в которые вы верите всей душой… и которые должны озвучить всеми правдами и неправдами в течение отведенных вам 10–50 минут.
27. Так или иначе… у вас будет другой шанс. Поэтому не загоняйте себя в ситуацию «все или ничего».
В 94 случаях это приводит к неудаче.
28. Будьте скромными и сдержанными.
Ничто так не отталкивает от оратора, как заносчивость и хвастовство. (Эл Гор до сих пор пытается замять свое заявление о том, что он изобрел Интернет. Возможно, оно стоило ему президентства.)
По материалам книги Питерс Томас «Преврати себя в бренд!»