Вавилонская башня. описание картины п. брейгеля и стихотворение с. я. надсона
Полно, безумцы! Взгляните: чернеет
Грозная туча на грани небес;
В трепетном ужасе мир цепенеет…
Отблеск зарницы мелькнул и исчез…
С. Я. Надсон
Шли годы после всемирного потопа У сыновей Ноя было много детей, и расселились они на плодородных землях около города Вавилона. Все говорили на одном языке, на одном наречии, прекрасно понимая друг друга.
Однажды решили они прославить себя строительством небывалой по высоте башни, достигающей неба.
Закипела работа. Люди стали обжигать кирпичи, готовить глину… Башня росла всё выше и выше… Увидел это Бог и решил наказать людей за гордыню: смешал он все языки, и люди не смогли между собой договориться.
Они перестали понимать друг друга и поэтому вынуждены были прекратить строительство и разойтись в разные стороны. Расселившись по землям, они стали постепенно забывать о своём родстве.
Так появились отдельные, самостоятельные народы и государства со своими обычаями, традициями и языками.
Интересна трактовка этого библейского сюжета в картине нидерландского художника Питера Брейгеля. Его знаменитая «Вавилонская башня» — наглядный урок людской глупости, высокомерия и греховной самонадеянности.
Но только ли об этом хотел сказать художник?
Семиэтажная башня, конусообразно сужающаяся кверху, вырастает прямо из скалы, бросая гигантскую тень на землю и море. Строительство уже подходит к концу, башня достигает небес, так что на незавершённом восьмом этаже преспокойно расположилось небольшое облачко.
Копошащиеся люди на разных уступах недостроенной башни ничтожно малы и кажутся крошечными точками. И всё же мы можем различить, что делают некоторые из них: возчик камней, каменщик, штукатур.
Мы как будто слышим грохот молотков, звон цепей, скрип канатов. В красной кирпичной пыли продолжается неустанная работа.
На переднем плане картины слева мы замечаем тех, кому позволено оценивать работу строителей башни. Это царь Нимрод и его свита.
Вглядитесь в их лица: они полны самодовольства и чванства. А истинные и талантливые мастера смиренно падают ниц к ногам властителей в ожидании приговора.
Согласно библейской легенде, Вавилонская башня рухнула, но башня, созданная воображением Брейгеля, стоит до сих пор… На её ярусах строители по-прежнему работают…
Привычной и повседневной жизнью живёт изображённый на картине густонаселённый город: дома, вплотную примыкающие к башне, корабли, стоящие на рейде и причаливающие к берегу. Уютная земная жизнь города кажется гораздо прекраснее надменной попытки достичь небес.
Библейский сюжет о строительстве Вавилонской башни нашёл поэтическое воплощение в стихотворении русского поэта Семёна Яковлевича Надсона «Вавилон» (1883).
Поэт увидел этот сюжет совсем иначе, нежели Питер Брейгель. На первый взгляд может показаться, что стихотворение посвящено прославлению созидательного человеческого труда.
Но постепенно становится очевидным истинный смысл дерзкого желания простых смертных возвыситься в своём величии до Бога. Заключительные строки стихотворения призваны напомнить людям о грядущем возмездии.
Для самоуверенного человека путь к «вечному небу» оказался тернист и недоступен.