Ученые объяснили, почему дети начинают признавать чужую субъективность

Немецкие нейробиологи объяснили, почему дети с четырех лет могут представлять, что могут думать другие люди, — это связано с окончательным созреванием волокон в определенных областях мозга.

Ученые объяснили, почему дети начинают признавать чужую субъективность

© Tatiana Bobkova / Фотодом / Shutterstock

Как сегодня известно, дети в самом раннем возрасте не могут осознавать, что другие люди думают по-своему и что их взгляд на мир может содержать ложные убеждения. К примеру, есть тест, когда трехлетнему ребенку показывают шоколадную коробку, в которой вместо шоколада лежат карандаши.

Если ребенка спросить, что ожидает найти в этой коробке другой ребенок, который не знает, что там лежит, трехлетние дети ответят: «Карандаши». Только через год к ним приходит понимание, что другой ребенок надеялся на конфеты.

Способность отделять собственные мысли от чужих, то есть понимать субъектность другого, приходит к ребенку после четырех лет. Этот феномен получил название «теория сознания».

И, по мнению ученых, эта способность играет ключевую роль в сложных взаимодействиях между людьми — в сотрудничестве, социальной коммуникации и вопросах нравственности.

В новой работе нейробиологи обнаружили, какие именно изменения в мозге стоят за этим прорывом в ощущении мира. В новом исследовании принимали участие 43 ребенка в возрасте трех и четырех лет, которым делали диффузную МРТ и которых подвергали тестам на распознавание чужих ложных убеждений.

Ранние исследования, полученные после магнитно-резонансной томографии, показали, что во взрослом возрасте за понимание размышлений других людей ответственны сложные взаимодействия целого ряда структур мозга. Эти структуры расположены в задней части височной доли, которая поддерживает мышление взрослых о мыслях других людей, и в лобной доле, которая участвует в абстрактном мышлении.

Именно синхронное взаимодействие структур этих двух областей помогает человеку понять, как думают другие люди.

Используя диффузную томографию, ученые обнаружили, что в раннем детстве эти две области мозга не связаны между собой. И лишь к четырем годам происходит формирование связи между ними, когда окончательно созревают особые дугообразные пучки нервных волокон, которые служат своеобразным соединительным мостиком.

Поэтому именно к этому возрасту дети приобретают такой важный социальный навык, как умение представлять, что может думать другой человек.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications

Источник: chrdk.ru

Клим Жуков — религиозные войны, часть 1: экономика, идеология, религия


Также можно почитать…

Читайте также: