Учение кальвина (кальвинизм)
Волны Реформации разошлись по всей Европе. В середине 30-х годов XVI в. ее важным центром стала Швейцария.
В отличие от Германии, она не знала давления императорской и княжеской власти и значительно слабее чувствовала влияние католической церкви. Это позволило швейцарским реформаторам действовать решительнее лютеран.
Развитие Реформации в Швейцарии связано с именем Жана Кальвина (1509-1564).
Жан Кальвин родился во Франции в семье юриста. В 14 лет поступил в университет, получил прекрасное гуманитарное и юридическое образование.
После того как во Франции начались жестокие преследования сторонников Реформации, Кальвин был вынужден покинуть родину. По приглашению магистрата Женевы он стал проповедником в этом крупном торгово-банковском центре.
Суровый аскет с железной силой воли, Кальвин был человеком редкостной трудоспособности: полное собрание его сочинений составляет 59 томов.
Кальвин утверждал, что человек не является свободным в выборе своего жизненного пути. Его судьба заранее предопределена Богом: одни обречены на вечное проклятие и скорбь, другим даровано спасение и вечное блаженство.
Изменить этот приговор или избежать его никто не в силах. Однако, если человек правильно реализует свое жизненное призвание, он может надеяться на спасение.
Каждый — от правителя государства до обычного слуги — должен проявить свои способности, заложенные в него Богом, и стремиться достичь успеха в том деле, которым занимается. Именно в этом заключается его главное служение Богу и вера в него.
Лень — это большой недостаток, а заслуги, богатство, успех и даже обычная благодарность — проявление божественной благосклонности, знак будущего спасения души.
Вместе с тем Кальвин требовал от верующих умеренности в трате денег на питание, одежду, украшение жилья. Он считал, что человек работает и копит деньги не для того, чтобы бездумно развлекаться, а для обретения Царства Небесного.
В Женеве резко сократилось количество праздничных дней и установился жесткий контроль за поведением жителей. Им запрещалось не только играть в азартные игры и танцевать на пирах, но и читать развлекательную литературу, смотреть спектакли, сопровождать музыкой процессии.
Особенно строго следили за посещением церковных служб, поощряя доносы соседей на нарушителей этого правила.
Уклад кальвинистской церкви заметно отличался не только от католической, но и от лютеранской. В ней отсутствовала церковная иерархия. Все дела решала община, объединявшая несколько десятков верующих.
Каждая община была самостоятельной и независимой от других, но между собой они поддерживали связи для обмена опытом, а в случае необходимости — и для совместных действий.
Учение Кальвина убеждало в необходимости старательно и плодотворно работать, нацеливало на воспитание в человеке дисциплины, собранности, волевых качеств. Оно нашло понимание и поддержку со стороны бережливого бюргерства и ранних предпринимателей.
Наставления женевского проповедника наилучшим образом соответствовали духу и потребностям времени — времени зарождения капитализма.
Не существовало у кальвинистов и возведенного в сан духовенства. Отправлял службу и читал проповедь пастор, которого избирали из числа людей образованных и красноречивых.
Кальвинистская церковь отличалась более демократичной, чем в других церквях, организацией, и это вызывало симпатии к ней простых людей. Часть дворянства, недовольную усилением королевской власти, привлекало то, что Кальвин признавал за подданными право на свержение правителя.
Деловые круги достойно оценили идеалы труда, накопления и бережливости, заложенные в учении Кальвина. Все это обеспечило кальвинизму множество приверженцев.
Наряду с лютеранством он распространился на значительные территории. К кальвинизму примкнула часть населения Англии, Франции, Нидерландов, Германии, Скандинавских стран, Шотландии, Венгрии, Чехии, Польши.
Со временем европейцы, которым из-за религиозных убеждений пришлось спасаться от преследований власти и эмигрировать, перенесли идеи кальвинизма в Америку.