Трудности перевода, или кризис военного сотрудничества россия-индия — «экономика»
По истине 2015-й год стал тяжелым испытанием для России, причем не только в плане экономической стабильности, но и в отношениях с традиционно дружескими странами. И речь идет не столько о небольших сателлитах, которые не видят своего существования без России, такие, как Армения, а о довольно крупных и претендующих на свое место в геополитической партии государствах.
На протяжении всего прошлого года я неоднократно акцентировал внимание на том, как Россия совершенно бесцеремонно принижается и эксплуатируется в своих интересах Китаем. При этом Кремль продолжал и продолжает все это время сохранять лояльность к Пекину, закрывая глаза на надругательство над собственным недоимперским достоинством.
Но при этом крайне редко уделял внимание другому традиционному партнеру РФ, члену чахнущего БРИКС – Индии.
Между тем, если 2015-й стал годом выжимания соков из России Китаем, для Индии он стал годом недовольства и претензий. Причем все эти проблемы коснулись стратегически важного военно-промышленного комплекса РФ, тесно связанного с далекой республикой, занимающей первое место в мире по импорту вооружений.
Собственно, год не задался буквально сразу, причем первые трудности касались перспективного проекта FGFA под кодовым именем Project 79L, заключающегося в совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения. Совместная программа «истребителя будущего» была заморожена после того, как индийская сторона выразила заинтересованность не в дорогостоящем проекте сомнительного качества стоимостью от 6 до 8 млрд. долларов, а в банальной покупке 126 французских истребителей Rafale по тендеру MMRCA.
Такой поворот поставил под вопрос финансовые возможности МО РФ по принятию на вооружение до 2020 года 52 многоцелевых истребителей пятого поколения Т-50, вследствие чего вторая армия мира решила ограничиться всего лишь 12 самолетами, и то не факт!
Напомню, что ВВС США на сегодняшний день официально имеют на вооружении 195 многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor, но продолжим погружение в российско-индийскую семейную драму.
Спустя некоторое время Нью-Дели устраивает Москве вырванные годы с приобретением 155 мм САУ «Мста-С», сделав вывод, что южнокорейские артсистемы K9 Thunder куда надежнее и высокотехнологичнее российского аналога. Таким образом сорвался контракт на поставку 500 САУ Мста-С…
Осенью российских партнеров ожидал очередной сюрприз, когда Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Украине Манодж Кумар Бхарти посетил ГП «Зоря»-«Машпроект». Во время визита стало известно, что Украина была включена в новую программу индийского правительства, а так же, ГП «Зоря»-«Машпроект» обеспечивает новые индийские корабли, строящиеся на верфи в Мумбаи, своими силовыми установками.
Причем происходило это все на фоне прекращения поставок Украиной силовых установок России, в связи с чем она не может завершить строительство новых фрегатов.
Но, настоящим ударом в… ну, куда-то там, стала разгромная публикация отчета агентства Comptroller and Auditor General, посвященного проверке находящихся на вооружении ВВС Индии российских истребителей Су-30МКИ. Согласно опубликованным в декабре данным, из 210 истребителей данной модели, изготовленных на Иркутском авиазаводе корпорации «Иркут», более 115 были непригодны к полетам.
Причем сама Индия неоднократно выражала заводу-производителю свое недовольство неисправностями в электронике, неудовлетворительной работой станций предупреждения об облучении чужими радарами и задержками в поставках запчастей.
Примечательно, что данная информация была опубликована аккурат перед визитом в Москву премьер-министра Индии Нарендры Моди, который завершился также не в пользу Белокаменной.
Настоящим подарком под Новый Год для Путина в двухсторонних отношениях Индии и России стала заморозка проекта многофункционального военно-транспортного самолета МТА (Multi-role Transport Aircraft), который должен был стать главным конкурентом Ан-178! Но индийская сторона решила отказаться от разработки самолета, которая ведется ни много, ни мало, а с 2007 года, и только высасывает бюджетные деньги, да еще и имеет ряд недостатков (в частности, речь шла о низкой надежности турбовентиляторных двигателей ПД-14М), о которых российским партнером неоднократно сообщалось, но исправлений так никто не внес.
Таким образом, 2015-й стал, пожалуй, одним из наиболее проблемных в области военного сотрудничества двух стран. Причем основной причиной заморозок проектов стала неудовлетворенность индийской стороной качеством поставляемой и проектируемой продукции, что в очередной раз доказывает очевидное – Россия унаследовала колоссальную базу технологий и разработок от СССР, но довести её до ума и усовершенствовать согласно современным требованиям ей одной не по силу.
zloy_odessit, Информационное сопротивление-ЮГ